В этот день по традиции члены секции бывших малолетних узников нацизма при Кохтла-Ярвеском Содружестве ветеранов и пенсионеров, куому позволяло здоровье, собрались вместе, чтобы проехать по местам, где в годы нацистской оккупации находились гитлеровские концлагеря.

Как известно, в Ида-Вирумаа было создано свыше двадцати концлагерей печально известной Вайвараской системы, в которую также входил и концлагерь Клоога.

Бывшие узники приехали в местечко Эреда, что на окраине Кохтла-Ярве, где в годы войны был лагерь, куда свозили заключенных из европейских государств. В основном же это были узники Вильнюсского гетто, нашедшие здесь свою смерть.

К мемориалу на месте бывшего концлагеря пожилым людям пришлось добираться пешком, так как машина не могла проехать из-за поваленного дерева. В отличие от прошлого года, когда в этот день, приехав сюда, все были буквально шокированы состоянием разрушающегося мемориала, на этот раз стена с надписью ”Никто не забыт и ничто не забыто” была в порядке. В таком, в какой бескорыстно привел ее в канун 70-летия Победы предприниматель Петр Федоров, посчитав это своим долгом перед погибшими.

Хотя в группе бывших узников нацистских лагерей были русские, эстонцы, финны-ингерманландцы, подойдя к мемориальному камню, установленному еврейской общиной Эстонии в память о жертвах Холокоста, пожилые люди по традиции еврейского народа положили на гранитную плиту небольшие камешки. Потом возложили цветы.

Затем группа бывших узников поехала в район старой шахты Кява, где также находился концлагерь. И здесь они привели территорию вокруг памятника в порядок, возложили цветы.

Потом путь лежал в Старый город в промышленной зоне Кохтла-Ярве, где стоит обновленный мемориал погибшим воинам.

Руководитель секции бывших малолетних узников нацизма Елена Андреевна Мухина рассказала, что их организации, куда также входят и жители Йыхви, уже 24 года. В самом начале она насчитывала 800 человек. Сегодня же на учете осталось 300. Буквально недавно ушла из жизни Альма Ханни, которую с родителями в детстве угнали из России в концлагерь Клоога. Несколько человек родились в концлагерях в разных странах. В метрике Екатерины Третьяк в графе ”место рождения” написано — Клоога.

Ребенком был угнан в Клоога Иван Андреевич Калкин, который всегда тяжело переживает подобные ”экскурсии”. А хорошо известный в городе ветеран сланцехимического производства Петр Назарович Алямсов был узником одного из лагерей на территории Латвии, когда ему шел четырнадцатый год.

Пожилые люди вспоминают, что лагеря, в которые их угнали вместе с родителями с территории России, Эстонии, были далеко не ”трудовыми и воспитательными”, как это сегодня пытаются представить некоторые политики.

Елена Мухина говорит, что чем она становится старше, тем тяжелее вспоминать родителей, что с ними сделали оккупанты. ”Мы жили в Муствеэ, папа был милиционером. Поэтому немцы, когда это узнали, погрузили нас в сани и повезли на станцию”. На вопрос, откуда могли немцы узнать, что ее папа служил в милиции, Елена Андреевна ответила: ”От местных помощников”.

Она была маленькой, когда их лагерь в Германии освободили американцы. ”Все бывшие узники, независимо от того, какие солдаты антигитлеровской коалиции дали им свободу, благодарны за подвиг советскому солдату, который вынес на своих плечах основные тяготы Второй Мировой войны”, — говорит Елена Андреевна Мухина.

Поделиться
Комментарии