В антракте Игорь Миронович вышел в фойе, где надписывал книги, которые зрители принесли с собой. Сборники стихов и прозы Губермана, которые он привез с собой, в Нарве не продавались – их благополучно расхватали столичные зрители, и на Нарву у гостя ничего уже не осталось. Тем не менее, он охотно раздавал автографы и не менее охотно фотографировался со зрителями, особенно с представительницами слабого пола. После концерта, сильно уставший и очень пожилой поэт ответил на несколько вопросов.

- Игорь Миронович, у вас за плечами такой жизненный опыт, что, казалось бы, не до смеха. Откуда же столь потрясающее чувство юмора?

- А это от природы, батенька, от природы, здесь никакой моей заслуги нет. Думаю, что это у меня гормональное.

- Что такое – еврейский юмор?

- Сформулировать не могу, но, думаю, это то, что спасало евреев во все тысячелетия кошмарной жизни.

- Что, по-вашему, может победить антисемитизм?

- Ничего, абсолютно. Кто-то замечательно сказал, что антисемитизм – это та тень, которую отбрасывает еврейский народ.

- А, надо его побеждать?

- Ни в коем случае. Я думаю, что евреи – такая могучая нация именно, благодаря антисемитизму. Иначе бы они расслабились и перессорились друг с другом.

- "Не волнуйтесь, девушки, грех меня жалеть, есть еще у дедушки…" и так далее. "Дедушки", надо полагать, не по наличию внуков, а по возрасту?

- Да-да.

- Так вот, когда вы себя первый раз осознали дедушкой по возрасту?

- В 43 года, в тюрьме, когда мне говорили: "Дед, а тебе лекарства не надо?"

- А когда вы почувствовали, что написание стихов стало у вас потребностью?

- В начале шестидесятых, 50 лет назад.

- Как называется явление, которое наблюдается в Израиле: звучит двухминутная сирена памяти жертв террористических актов и всех войн. Машины останавливаются, водители выходят, и дети в песочницах встают, все молча склоняют головы. Это что такое, патриотизм?

- Это настоящая любовь к своей стране, которая воспитывается у детей их родителями.

- Как вам Эстония?

- Я очень люблю Таллинн, был там раз двадцать. Потрясающий город. В Нарве я впервые, но лишь удалось немного пройтись по Нарвскому замку. Мне было очень интересно…

И зрителям, которых в "Женеве" собралось человек сто с лишним, тоже было интересно. "Гарики" Игоря Губермана вызывали какие-то странные ассоциации, возникало некое состояние дежавю. Смотрите сами:

"Секретари и председатели,
Директора и заместители,
Когда их шлют к … матери,
Они и там руководители"

Поделиться
Комментарии