Накануне атташе Генерального консульства Российской Федерации в Нарве Владимир Соломатин и руководитель фирмы, осуществляющей реставрационные работы, Марек Лилль подписали акт приемки-передачи объекта. А в понедельник российский дипломат, мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев с чиновниками горуправы, а также руководитель Содружества ветеранов войны и пенсионеров города Валерий Тумко осмотрели обновленный памятник, установленный в Старом городе Кохтла-Ярве.

Членом этой своеобразной приемной комиссии стала 90-летнии Клавдия Ивановна Лебедева, которая во время войны в звании сержанта медицинской службы в качестве хирургической сестры под бомбежками спасала жизни бойцов. Она придирчиво осмотрела отреставрированную скульптуру, постамент, площадку вокруг памятника. И на ее глаза накатились слезу.

"Каждый год 9 мая, когда мы, ветераны, приходили сюда, чтобы возложить цветы к памятнику тем, кто погиб на фронтах и в плену, нам было горько и обидно за то, что памятник находится в плачевном состоянии, разваливается буквально на глазах. Теперь — другое дело, добрые люди внесли свой вклад в обновление этой братской могилы. Ведь память нужна не столько нам, сколько молодому поколению. Мы, что, мы уходим, с каждым годом нас остается все меньше и меньше, а вот наши дети и внуки — они должны сохранить память о великом народном подвиге, совершенном ценой громадных потерь".

Клавдия Ивановна сказала, что лично она довольна качеством работ, но, заметила ветеран, тут нужно будет провести работы по озеленению.

Мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев ответил, что озеленение территории братской могилы — это как раз и будет третьим, последним этапом работ, которые завершаться к 70-летию Победы.

Портал Delfi обратился с вопросами к мэру Евгению Соловьеву.

Господин мэр, когда встал вопрос о необходимости реставрации памятника?

Переговоры с Департаментом охраны памятников старины мы начали два года назад. Средства на реставрацию самой скульптуры, выделило государство, на вторую очередь — площадку вокруг могилы — городское управление, Генеральное консульство России в Нарве и свой посильный вклад внесли жители города. Озеленение мемориала будет произведено весной за счет городских средств.

Планируется ли установить здесь современное освещение и видеокамеры?

Нет, это пока не планируется. Видеоохрана необходима там, где имеет место вандализм с особой циничностью. С этим памятником, к счастью, таких случаев нет.

А как же кража чугунных цепей ограждения, плит с территории комплекса?

Я все же больше надеюсь на совесть людей, на то, что они помнят жертвы, которые были принесены, чтобы они сегодня могли жить. А вот, что касается освещения, над этим мы подумаем и, может быть, в течение будущего года сумеем что-то сделать.

Когда город взял памятник на свой баланс?

Сразу же после ”Бронзовых событий” в Таллинне.

С тех пор вам ни разу не было стыдно за состояние памятника?

Мы все должны отдавать себе отчет в том, что есть определенные требования со стороны Департамента охраны памятников, поэтому городу требовалось время, чтобы их все выполнить. И теперь результат налицо.

При специфическом отношении властей Эстонии к событиям Второй Мировой войны, никто не препятствовал реставрации памятника?

Нет, конечно. Ведь в этой братской могиле захоронены как русские, так и эстонцы, есть люди и других национальностей. Наоборот, Государственный Департамент охраны памятников старины внес свой вклад в обновление мемориала.

Вы забыли сказать о роли городского Содружества ветеранов войны и пенсионеров в деле приведения мемориала в человеческий вид.

Со стороны этой общественной организации, которую возглавляет Валерий Тумко, это была не только инициатива, а нормальное, человеческое отношение к памяти тех, кто отдал свои жизни в борьбе с фашизмом. Город в меру своих возможностей поддержал эту инициативу.

Чиновники и российский дипломат приступили к формальной стороне дела. А 90-летняя ветеран войны Клавдия Ивановна Лебедева смотрела на фигуру женщины на постаменте, и что-то шептала. Прислушавшись можно было уловить слова:

”Господи, сделай так, чтобы это не повторилось. Так страшно то, что происходит сегодня в мире”.

Около памятника ходила маленькая девочка — дочка одного из реставраторов. Папа рассказывал ей, что это за памятник, на какой могиле он установлен.

Поделиться
Комментарии