Первыми посетили обновленную экспозицию Полярной мызы сотрудники Нарвского музея и работники Нарвского городского управления. Экскурсию для них провел Эрки Таммиксаар — старший научный сотрудник кафедры географии Тартуского университета и Эстонского университета естественных наук, руководитель Музея Карла Бэра в Тарту. Именно его усилиями вместе с местными органами власти и была создана экспозиция на фамильной мызе Толлей. Ученый ответил на вопросы портала Delfi.

К сожалению, если старшее поколение, получившее нормальное образование, знает о вкладе эстоноземельцев в мировую науку, то многие молодые люди понятия не имеют, кто такой Эдуард фон Толль, какой вклад он внес в географическую науку. Русские и эстонские школьники, которые приходят на Полярную мызу, буквально открывают здесь для себя Америку. И в России, где Толля называют ”русским полярным исследователем”, для молодежи его имя, его экспедиции — темный лес. Прежде всего, напомните ”заблудившимся в этом лесу”, кто такой был Эдуард Толль.

Деятельность Эдуарда Толля относится к концу XIX — началу ХХ века. Это выдающийся полярный исследователь, посвятивший свою жизнь поиску ответов на вопросы, касающиеся Арктики, Северного Ледовитого океана. Его очень интересовало, существует ли в реальности Земля Санникова. Он участвовал в трех полярных экспедициях. Его также интересовала проблема вымирания мамонтов. Его последняя экспедиция бесследно пропала в 1902 году. Могу лишь предположить, что Толль и три его товарища ушли на санях и затонули в полынье Северного Ледовитого океана.

В своих исследованиях вы, наверняка, опирались на помощь российских ученых. Это так?

Конечно. У меня есть очень хорошие знакомые — коллеги в Питере. Мой научный руководитель — Наталья Георгиевна Сухова, которая давно занимается историей географии, стала моим наставником, под руководством которого я написал и защитил докторскую диссертацию о Карле Бэре. Мы с ней вместе написали книгу о Миддендорфе. У меня сложились очень тесные отношения с Россией: там бываю каждый год, работаю в архивах, осуществляю серьезный научный обмен. У нас, в отличие от политиков, с российскими коллегами нет никаких разногласий, а если они появляются на научной почве, то мы их быстро разрешаем. Для нас главное — дружба на благо общего дела, которым мы занимаемся.

И все-таки, что делать, чтобы нынешние школьники, гимназисты все это знали? Толль, Вальтер, Миддендорф, Коцебу, Крузенштерн — эти и другие имена ведь так тесно связаны с Эстонией.

Уверен, что для этого надо писать хорошую популярную книгу, причем, как на русском, так и на эстонском языках. Вы, вероятно, заметили, что аннотации к нашим новым экспонатам написаны на двух языках.

Так и флаг вам в руки! Пишите.

Я понемногу этим и занимаюсь. Я уже написал о вкладе эстоноземельцев — Крузенштерна, Миттендорфа, Коцебу, Толля — в географическую науку России XIX-XX веков. Я думаю, что все эти материалы и войдут в общую книгу. Но, к сожалению, финансовая система Эстонии не поддерживает науку в плане ее популяризации. Однако я попробую это сделать. И в России такая книга тоже нужна.

Поделиться
Комментарии