Но мы привыкли считать, что именно ультрафиолет — главный виновник злокачественных опухолей кожи. Спрашивается, как же быть с солнцем? Попытаемся разобраться в этом с помощью семейного врача Андрея Борисова и материала газеты ”Здоровье для всех”.

Если говорить о солнце и витамине D, у нас сразу сформируется три основных тезиса: передозировка, нехватка и разумность. Во всем надо находить середину, недаром она золотая.

Несколько лет назад Тартуский университет провел исследование по содержанию в организме витамина D, к которому привлекли самих медиков. Результат был плачевный: порядка 75% испытуемых не имели достаточного количества этого солнечного витамина. Даже медики. Если его норма колеблется в пределах от 75 до 125 наномолей/литр, то зачастую мы видим у людей такие цифры как 20, 11, 15. Когда витамина D в организме в 6-8 раз ниже нормы — человек начинает чаще болеть.

Чревато не только остеопорозом

Дефицит D витамина ассоциирован с риском развития инфекционных заболеваний, туберкулеза, сердечно-сосудистых нарушений, хронических воспалений. На фоне его нехватки обостряются целиакия, аллергические и аутоиммунные заболевания, рассеянный склероз, сахарный диабет, псориаз и такие заболевания, как рак молочной железы и рак прямой кишки. Это не главная причина конкретного заболевания, но дефицит витамина D становится как бы катализатором процесса.

Витамин D — жирорастворимый, и для него очень важно состояние нашего желудочно-кишечного тракта. В случае проблем с тонким кишечником, с выработкой желчи витамин D может не усваиваться. Бывает, определили у пациента сниженный уровень витамина, назначили ему его прием в соответствующей дозировке, а на очередной проверке выясняется, что уровень витамина D не поднялся, а то и снизился. Сразу возникает подозрение на возможные проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Принято рассматривать роль витамина D упрощенно — как проводника кальция, без достаточного количества которого человеку угрожает остеопороз. Если нам не хватает витамина D, то можно съесть кальция сколько угодно, но в кости он не пойдет. Один из важных симптомов нехватки витамина D — как раз опасность развития у пожилых людей остеопороза, у всех прочих начинают либо крошиться зубы, либо ломаться ногти. С одной стороны, если потреблять витамина D достаточно, он постарается из всей пищи, которую мы едим, в первую очередь из молочных продуктов, вытянуть весь кальций. С другой стороны, когда витамина D в организме много, а кальций мы ниоткуда не потребляем, то витамин может начать вытягивать кальций из костей. В наших условиях до этого доходит крайне редко, но, тем не менее, такая возможность существует.

Медики не всегда говорят, и люди не всегда это понимают: нехватка витамина D в детском или подростковом возрасте — это, в общем-то, прямой путь к остеопорозу в будущем. Костная масса накапливается и закладывается уже в подростковом возрасте.

Ультрафиолет — порциями

Мы привыкли говорить просто о витамине D3 и его провитамине, и не многие знают, что фракций у витамина D несколько. Это D2, D4, D5, D6. Нас в первую очередь интересуют D2 и D3 ввиду того, что они наиболее доступны: один образуется из пищи, другой — под воздействием ультрафиолета. Если говорить о витамине D, который мы получаем из ультрафиолета, то это происходит при помощи особого механизма. D3 вырабатывается под воздействием солнечных лучей определенной длины: 280-315 нанометров. Мало того, что лучей этого спектра мало, они еще действуют ограниченное время суток — в промежутке с 11 до 14-15 часов. Потом они начинают рассеиваться, и, даже если есть солнышко, процесс образования витамина D не идет уже так активно. Это, однако, не значит, что нужно ловить активные лучи всеми клетками тела. Достаточно оголенных рук и ног до колена, чтобы получить определенный заряд ультрафиолета и через него — нужную порцию витамина D. Считается, что при хорошей инсоляции, то есть солнечном воздействии, достаточно быть под солнцем с такими оголенными участками тела даже через день по 15-20 минут — и тогда будет обеспечена суточная норма витамина D3.

D2 мы получаем из рыбы. Небольшое количество его есть в сливочном масле, в яичном желтке, в семечках. На практике из растительной пищи можно получить витамина D2 очень мало, его основной поставщик — пища животного происхождения.

Депо не бесконечно

Солнце в Эстонии, как известно, большая редкость, а если оно и проглядывает, то не надолго. Отсюда у нас нехватка витамина D, причем выраженная. Рутинно всем подряд определять его содержание экономически нецелесообразно. По прейскуранту больничной кассы, этот анализ стоит 12.55, в сравнении, например, с анализом на содержание холестерина, который обходится в 1,5 евро. Можно действовать по-другому. В осенне-зимне-весенний период есть смысл принимать витамин D и не циклиться на определениях. Разумеется, если у человека наблюдаются основные симптомы гиповитаминоза витамина D — усталость, различные респираторные заболевания — анализ проводится уже хотя бы для дифференциации с другими заболеваниями и, как правило, обнаруживают выраженную нехватку витамина D.

Сколько мы успеваем поймать летом солнца, чтобы обогатиться витамином D? Как жирорастворимый (наряду с витаминами А, Е, К), он имеет свойство к накоплению, то есть депонируется в печени. Но это депо не бесконечно и довольно быстро расходуется. Летом, поймав немного солнышка, мы слегка накапливаем этот витамин либо немного приближаем его показатель к норме. С наступлением осени, затем зимы и весны мы на очень длительный период остаемся без солнца, и витамин D, которым мы успели обогатиться летом, уже сходит на нет. Надо получать его другим способом.

Другая проблема в том, что наши люди не потребляют достаточно рыбы. Рыба — второй основной источник витамина D. Дети вообще мало едят рыбы.

Только без провокаций!

Людей, кому категорически противопоказано солнце, довольно мало. Противопоказано именно неразумное потребление солнечного воздействия. И не может быть никаких противопоказаний для того, чтобы просто гулять по улице с оголенными руками, ногами и открытым лицом.

Много солнечного воздействия не рекомендуется получать при онкологических и опухолевых процессах, поскольку любые воздействия — как лучевые, так и энергетические — могут провоцировать неконтролируемое деление клеток или стимулировать его. Если у вас есть факторы риска — хронические воспалительные или онкозаболевания, — не стоит жариться на пляже и превращать себя в гриль-колбаску. Даже здоровому человеку надо загорать грамотно: постепенно удлинять пребывание на солнце, начиная с 10-15 минут, и потихоньку ежедневно увеличивать это время. Но никак не рекомендуется оставаться под прямым солнцем более 1-1,5 часов.

Другое дело, когда у человека в анамнезе фиксируется склонность к меланомам. Таким людям действительно надо быть осторожными с солнцем. На взгляд д-ра Андреева, им целесообразнее принимать витамин D в таблетках и правильно питаться, нежели загорать.

Но самым главным источником насыщения организма витамином D является все-таки ультрафиолет. Мы носим на себе фабрику по его производству — нашу кожу. Это как атомная станция, которой нужен источник энергии — в нашем случае ультрафиолет солнечного света. Нужно умело, разумно, в меру подбрасывать это ”топливо”.

Поделиться
Комментарии