Тревожных людей в нашем окружении становится все больше — бытовая суета, спешка, “цейтнот” на работе — и мы уже чувствуем: что-то упускаем из-под контроля. Это и напрягает. Но когда уровень тревоги достигает своего апогея, становится невозможно его сдерживать, и тогда недалеко до депрессии — состояния, которое сегодня трактуется как заболевание.

Чувство тревожности сопровождает нас с раннего детства, и тут есть одна особенность: детская тревожность трансформируется в страх. В возрасте 4-7 лет возникает такой период, когда ребенка начинают посещать чувства тревоги и страха. Он начинает пугаться неизвестного. То у него “под кроватью кто-то сидит”, то, насмотревшись в каких-то мультиках на монстров, он боится идти в темноте в туалет. Все действия переживаются как страх. Тут важно не смеяться над “глупостями” ребенка, а помочь ему. Боится темноты —включать свет. Важно не отвлекать от неведомого, как это было в младенчестве, а объяснять и поддерживать: ты справишься, я с тобой, я тебе помогу, мы вместе. Ощущение присутствия доброй силы в виде родителей раз за разом сводит детскую тревогу на нет.

Та базовая тревога, которую мы испытываем, становясь взрослыми людьми, считается ментальной и связана уже с самим фактом существования и смертности. Это состояние жуткой неопределенности очень трудно переживается как непереносимый ужас. Человек, чтобы не переживать его, трансформирует неосознанную тревогу во множество разных страхов, которые понятны и очевидны. Один не боится жизни и смерти, но, к примеру, боится летать на самолете. Другого страшат закрытые помещения. Происходит некая подмена ситуативности. Можно сказать, интуитивная подмена во имя некоего облегчения. Когда мы знаем, чего конкретно боимся, напряженность, как ни странно, легче переживается. Точно так же, как это бывает у детей.

Тревожность: продуктивная и разрушающая

Парадокс в том, что тревога сопровождает всю нашу жизнь, и невозможно избавиться от нее полностью. Она, кстати, может носить и продуктивный характер, быть полезной для человека. Все зависит от его психотипа. Одному, скажем, нужно получить как можно больше информации, чтобы улеглась тревога от неопределенности. Допустим: “я боюсь летать на самолете, потому что не понимаю, как он летит”. Но если прочесть об устройстве машины и познакомиться с ее механизмом в целом, неопределенности не остается и человек перестает непомерно тревожиться. Есть люди другого склада: им вовсе не нужна лишняя информация. Начитавшись, они начинают буквально нагнетать ситуацию, так как склонны к так называемой невротизации, или преувеличению явлений. Малейшее проявление какого-то негативного симптома они могут преувеличить настолько, что их состояние только ухудшится.

Куда приводит нас повышенная тревожность? В первую очередь это путь к расстройству поведения человека, в иных случаях — к расстройству сна. Человек, подверженный тревоге, пытается найти способ сделать ситуацию более определенной. Например, все вещи надо сложить по порядку. Или все полотенца должны висеть на определенной высоте. Или тюбик зубной пасты всегда должен быть подкручен, а не загибаться. Это непроизвольные действия, когда человек стремится к абсолютному порядку. Такая упорядочность снижает уровень его тревоги, ибо дает иллюзию, что он контролирует ситуацию внутри себя.

Не отдавая себе отчета в своем состоянии и не будучи в силах его преодолеть, человек рискует возникновением тревожно-депрессивного расстройства. И это понятно: заканчиваются реальные силы сдерживать эту тревогу, а на ее фоне — снять телесное напряжение. Депрессия начинается не в клиническом смысле, а как состояние, при котором нет сил чего-то желать и с кем-то общаться. Люди говорят в таких случаях: “Даже радоваться нет сил”.

Подавлены все чувства. Это состояние связано с тем, что очень долго игнорировалось чувство тревоги. Сигнал об этом подает наше подавленное настроение в сопровождении с такими симптомами, как расстройство сна и аппетита. Физиологически сон и аппетит показывают, как функционирует наше тело и насколько оно синхронно с чувствами.

Переключая минус на плюс

Едва ли можно рассчитывать на то, что чувство напряжения и тревоги пройдет само собой. Как мобилизоваться на его преодоление? Из разряда самых простых вещей помочь может расслабление. Достаточно эффективны при этом дыхательные и релаксационные техники. Любые. Учитывая, что тревога всегда сопровождается напряжением, тело реагирует на это соответствующим образом — зажимами. Если же расслабим тело, то, по законам обратной связи, тревога тоже будет уменьшаться. В противном случае: чем больше мы напрягаемся, тем сильнее в мозг поступает сигнал об опасности — на этой почве тревога только разрастается. Поэтому потрудившись улыбнуться хотя бы самим себе, мы уже немного снижаем внутреннее напряжение.

Расслабляясь, мы снижаем внутреннее напряжение вполне ощутимо.
Из психотехник в работе часто используется, например, так называемая катастрофизация. Когда человек говорит, что он чего-то боится, ему задаются наводящие вопросы, имеющие целью усилить этот страх, доводя его до предельной черты. На этом фоне вдруг обнаруживается, что нет того, чего стоило бы бояться.

Человек признается: “Я боюсь провала (на экзамене, на собеседовании)”. Давайте пофантазируем: а что случится, если это произойдет? Что, если вы провалитесь? — “Обо мне будут плохо думать”. — А что будет, если о вас плохо подумают? Оказывается, ничего. В результате таких вопросов и прояснения ситуации человек обнаруживает, что его страхи очень преувеличены, а иногда и беспочвенны, являются как бы надуманными. Это достаточно хороший способ снижения тревоги.

И, как ни крути, основой нашего душевного, а также и физического равновесия все равно остаются свежий воздух и движение. Любое нахождение в длительной напряженной стрессовой ситуации очень затратно — оно отнимает очень много сил. Любые переключения на хорошее препровождение времени, напротив, реально помогают. Это и общение с друзьями, прогулки, занятия спортом — все, что стимулирует и выводит из застойного состояния.

Поделиться
Комментарии