По ее словам, читатель сейчас принимает участие в информационном процессе почти наравне с журналистом, читатель должен тоже — понимать, разбираться, быть медиаграмотным.

Тимченко считает, что даже те читатели, которые сейчас еще не так много времени проводят в сети, рано или поздно поймут, что в интернете любая информация оставляет след и ее можно проверить.

Об уважении к читателю и его ответных чувствах, заголовках и манипуляции, а также СМИ в Странах Балтии — в нашем видеоинтервью:


Публикуем речь Галины Тимченко на TEDxLasnamäe "Как перестать ненавидеть читателей":

Читатель не умеет читать. Читатель не понимает прочитанного. Читатель не хочет знать правду. Читатель любит сплетни и грязные слухи. Читатель необразованный. Читатель не готов сопереживать. Читатель равнодушен. Наконец, читатель агрессивен. Читатель ненавидит журналистов. Рано или поздно одну из этих фраз или все сразу произносит каждый журналист.

И, к сожалению, мы часто поступаем так, как будто мы ненавидим наших читателей искренне и от всей души. Мы вводим их в заблуждение, обманываем, манипулируем и презираем.

Каждый из вас как минимум раз в день сталкивается с таким обращением, для этого достаточно зайти почти на любой новостной сайт. Самое невинное — это введение в заблуждение. Например, заголовок ”Пресс-секретарь Путина прокомментировал ”информационный вброс”. Внутри вы увидите, что Песков отказался комментировать. И его единственными словами было ”Мы не комментируем слухи”.

Гораздо хуже прямой обман. ”Страшная трагедия в семье Пугачевой”. Безусловно, никакой трагедии в заметке нет, нет даже семьи — речь идет всего лишь о болезни ее якобы двоюродного племянника, родство с которым ничем не подтверждено, кроме желания журналистов привлечь аудиторию громким именем.

Манипуляция. ”К Земле движется астероид-убийца размером со штат Техас”. При этом журналисты умалчивают, что астероид находится на расстоянии нескольких световых лет и вероятность его столкновения с Землей стремится к нулю.

Презрение. Только искренне презирающий читателей редактор будет считать, что публика среагирует только на такие дешевые приемы.

Пример. Год назад одна ростовская газета решила резко измениться на один день, перестать писать о преступлениях и скандалах и провести день хороших новостей. Результатом было катастрофическое падение посещаемости сайта. Главный редактор этого издания выступила с гневной речью о том, что читатели любят только плохие новости, что им не нужны ни позитивная повестка, ни настоящая журналистика. Была ли она права? Конечно, нет. Дело было всего лишь в том, что она не знала и не любила своих читателей. Люди, читающие то или иное издание, заходят туда не потому, что хотят крови, а потому что любят издание и ассоциируют себя с ним. Они просто начинают с него свой день, это привычка сродни утренней чашке кофе. И если у твоего издания есть читатели, они вне зависимости от повестки, зайдут на сайт. А вот если таких читателей нет и все аудитория приходит только кликнув на баннер на сайте бесплатного онлайн-кинотеатра, то приходится рекламировать издание на сторонних площадках с помощью грязных приемов. Виноваты ли в этом читатели? Нет. Заслужили ли они такое отношение? Нет.

Теперь…

Как перестать ненавидеть читателей?

Давайте задумаемся на секунду — а что такое читатели для журналиста? Ответ прост: они наше всё. Если у писателя или поэта нет читателей, он может утешать себя тем, что его время еще не пришло. Но у журналиста такого утешения нет. Они единственное оправдание нашего существования. Мы работаем только для них и ради них, от их внимания зависит судьба каждого конкретного СМИ, и в конечном итоге, каждого журналиста. Если у издания есть свои читатели — это самая большая опора и поддержка. Они укажут на ошибки раньше любого корректора, они предложат темы для расследования, они будут писать письма и расшаривать ваши публикации в социальных сетях. Они приведут к вам новых преданных читателей.

А теперь подумаем, как мы назовем человека, внимания которого мы журналисты добиваемся?

Мнение которого нам страшно важно? Который поддержит вас в трудное время? Который будет защищать вас от нападок? Я бы назвала такого человека другом. У популярного издания таких друзей сотни тысяч и даже миллионы.

Так зачем зачем же строить отношения с друзьями на обмане и манипуляции? Ненависть — это путь в никуда.

Но спросите вы, что же делать? И сможет ли быть успешным издание, которое не стремится завоевать читателя, пусть и сомнительными методами?

Конечно. Для начала нужно оглянуться вокруг. И увидеть, что мы давно живет не в вертикальном мире. Мы живем в мире Убера и Эрбиэндби и "Блаблакар", в мире экономика шеринга, социальных сетей и прямого взаимодействия. Медиа больше не медиум. Да, мы больше не можем диктовать. Мы перенимаем способы и методы этого нового горизонтального мира.

Поэтому первое. Мы можем и должны взаимодействовать как равноправные партнеры. Мы должны общаться со своей аудиторией напрямую.

Несколько лет назад, когда я была главным редактором Лента.ру, социальные сети только начинали бурно развиваться в России. У нас не было ни копейки на привлечение СМИ –менеджеров, да и, честно говоря, сама эта профессия была в зародыше. Что сделали мы? Мы начали общаться с читателями напрямую в социальных сетях. Взрывной рост Твиттера Лента.ру офишиал и группы, "Лента" стала сенсацией в русском интернете, принеся нам почти 20 процентов аудитории. Когда мы основали "Медузу", никто не верил в то, что нам удастся привлечь и удержать аудиторию — тем более, что российский рынок перенасыщен изданиями. Но в самом начале социальные сети принесли нам более 65 процентов первоначальной аудитории. Сейчас, когда у нас образовалось достаточно большое ядро аудитории, новых пользователей по-прежнему приносят социальные сети.

Мы должны доверять аудитории и вовлекать ее в работу. Эффекта Тома Сойера никто не отменял. Важно помнить, что среди ваших читателей есть большое количество специалистов, экспертов, людей, которые знают об описываемых вами событиях и проблемах больше вас. В "Медузе" мы открыли раздел "Картотека". Это то, что сейчас можно называть разъяснительной журналистикой. Так вот, почти сразу после первых публикаций нам начали писать эксперты, готовые бесплатно разъяснить читателям многое — от правил приготовления омлета до научных открытий, от гендерного равноправия до правил дорожного движения.

Мы, наконец, должны пользоваться теми знаниями о читателе, которые дает нам интернет. Мы можем отследить предпочтения читателей буквально поминутно, мы точно знаем пол, возраст и географию нашей аудитории. Мы знаем, какими каналами она пользуется для получения контента. Сколько людей читает нас через сайт, сколько через планшеты и смартфоны. И даже сколько из них читают приложения, а сколько пользуются мобильными браузерами. Вернемся к образу друга. Подумайте, если вы знаете, что ваш друг не пользуется автомобилем, а ездит на велосипеде, вряд ли вы подарите ему на день рождения держатель для смартфона в автомобиле. Скорее, смешной сигнал на велик.

Точно так же и в отношениях с читателем. Если вы знаете, что большинство ваших читателей младше 35 (а именно это мы знаем о читателях "Медузы") и пользуется в основном смартфонами, вы постараетесь общаться с ним на его языке и в привычной и удобной ему атмосфере. Нужно переходить к новым форматам. Это не означает, что нужно забыть классические журналистские жанры, нужно добавить к привычным форматам новые интерактивные форматы и увидите взрывной рост аудитории.

И еще одно. Я прочла где-то, что главная задача журналистики - напоминать власти о долге, а читателям об идеалах".

Поделиться
Комментарии