Утром 3 октября о задержании журналиста сообщила Зоя Светова, член столичной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы, контролирующей соблюдение прав человека в местах принудительного содержания. ”При посещении карантинного отделения Лефортовской тюрьмы мы случайно встретили в камере 47-летнего гражданина Украины Романа Сущенко. Он рассказал, что он журналист и что его обвиняют в шпионаже”, — сказала Светова РИА Новости.

Она также отметила, что его уже арестовал Лефортовский районный суд, а обвинения предъявлены по статье 276 УК РФ ”Шпионаж”. Уточнить обстоятельства произошедшего, по данным агентства, ей не позволил ограниченный мандат ОНК.

Пресс-релиз ФСБ также оказался скупым на детали. По данным ведомства, Роман Сущенко — кадровый сотрудник Главного управления разведки Министерства обороны Украины в ранге полковника, собиравший сведения о российских Вооруженных силах и Нацгвардии в интересах соседнего государства и в ущерб обороноспособности РФ. Позднее спецслужбы опубликовали видеозапись задержания.

Как утверждает адвокат Марк Фейгин, журналист приехал в Россию не в командировку. ”Сущенко является собственным корреспондентом агентства ”Укринформ” в Париже. Он постоянно находится там. В РФ он приехал в отпуск, так как тут живет кто-то из его родственников”, — подчеркнул Фейгин. В российском МИД также подтвердили, что за журналистской аккредитацией Роман Сущенко не обращался.

О том, что он находится в СИЗО, стало известно только в воскресенье. ”О задержании Романа его жена Анжела Сущенко, которая остается во Франции, узнала только утром в воскресенье, 2 октября, позвонив родственникам мужа после того, как он два дня не выходил на связь”, — заявили в ”Укринформе”, призвав медиасообщество содействовать освобождению коллеги.

Из должностных лиц Украины одной из первых произошедшее прокомментировала вице-спикер парламента Ирина Геращенко, которая также представляет Киев в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы по Донбассу (ОБСЕ — Россия — Украина). ”Ждем немедленных заявлений от ОБСЕ и госпожи Миятович (представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович. — Прим. ”Спектра”), от генсека Совета Европы [Турбьёрна] Ягланда… Украинская власть требует немедленного освобождения журналиста”, — написала Геращенко на странице в социальной сети.

В целом же события пока развиваются в стандартном для подобных случаев ключе. В Кремле охарактеризовали инцидент как ”обычную работу специальных служб”. Украинская разведка привычно открестилась от ”шпиона”, назвав расследование ”очередным фейком”. В Верховной раде предложили усилить санкции против России и ввести визовый режим. МИД Украины обратился во всевозможные международные инстанции с просьбой осудить ”вопиющий произвол”. В Facebook появилась группа #FreeSuchshenko. Международная федерация журналистов напомнила о необходимости соблюдать свободу прессы.

Таким образом, к середине дня понедельника официальные заявления сделаны, теперь слово источникам в правоохранительных органах.

Поделиться
Комментарии