23 февраля следственная группа Bellingcat сделала неприятный ”подарок” российским военным ко Дню защитника отечества. Bellingcat назвал имена тех, кто отобрал солдат в экипаж ”Бука”, чей залп стал роковым для пассажиров Boeing MH17 ”Малайзийских авиалиний”.

Bellingcat — это международная экспертно-журналистская группа, основанная британским журналистом Элиотом Хиггинсом. Ранее именно они установили, что ”Бук”, из которого могла быть выпущена ракета, прибыл из Курской области.

В 115-страничном докладе на английском языке (вскоре ожидается версия и на русском) исследователи в пяти разделах рассказывают обо всех обстоятельствах трагедии — перемещение орудия, технические характеристики, данные о каждом батальоне 53-й бригады, опознание солдат и офицеров, которые служили в это время, а, следовательно, имели отношение к активации ”Бука” в степях Юго-Востока Украины.

Согласно техрегламенту для управления установкой необходимо два солдата, сержант и лейтенант, поэтому исследователи сосредоточились на поисках участников операции четырех уровней: рядовых и сержантов, непосредственно обслуживающих комплексы, младших офицеров, которые могли осуществить запуск, и старших офицеров, которые отдали приказ.

В организации утверждают, что в 2014 году 53-й зенитная ракетная бригада состояла из трех батальонов, каждый из которых делился на три батареи. Полная система ”Бука” в 53-й бригаде состояла из шести пусковых установок, трех ракетных погрузчиков и одного радара. ”Прямые свидетельства того, управляли ли этим ”Буком” на территории Украины российские военные или сепаратисты, отсутствуют. Наиболее вероятно, что российские военные не просто передали огневую установку ”Бук” командирам сепаратистов, но и отправили с ней экипаж (по крайней мере в качестве инструкторов)”, — считают в Bellingcat.

Опасные сети

”Бук” перемещался под конвоем 23-25 ​​июня 2014 до военного аэродрома Миллерово на западе Ростовской области, отсюда до Украины буквально несколько километров. Рядом расположен ряд военных лагерей и танковых полигонов — повсюду на полях видны следы бронетехники. Свои гипотезы в Bellingcat обосновывают на основе анализа социальных сетей. Скучающие солдаты подробно документировали свои будни. Важно, что обнаруженные в Сети индивидуальные номера и приметы типа контуров броневых листов совпадают с теми, что засняли случайные очевидцы.

”Вконтакте” и ”Одноклассники” были буквально нашпигованы съемками парадов, селфи на фоне бронетехники, объятиями с любимыми девушками, пьянками в лесу и армейскими проводами. Специалисты Bellingcat изучали профайлы солдат, кто отмечен на снимках, в каких подписках состоят россияне, даты публикаций фотографий, иллюстрировавших служебные будни. В своем расследовании организация также использовала спутниковые снимки и данные геолокации.

Таким образом, например, удалось выяснить, что солдаты 1-го и 3-го батальонов 53-й зенитной ракетной бригады, которые находились на военной службе в 2014 году, не были вовлечены в сопровождения ”Бука”. В 2014 году ни один из них не разместил снимки колонны, тренировочного лагеря или похожих мест, которые бы напомнили степи Ростовщины.

Однако именно подобные фото солдат 2-го батальона 53-й зенитной ракетной бригады позволили сделать предположение, что именно они приняли участие в сопровождении опасного груза. Солдаты сами выкладывали снимки и сами писали в комментариях, где они. В других случаях их отмечают на фото сослуживцы или спрашивают ”Как поездка?” друзья.

В организации не утверждают с абсолютной уверенностью, что их информация верна — анализ строится на допущениях, поэтому в своем докладе они стараются использовать выражение типа ”вероятно”, ”скорее всего” или ”не исключено”.

”Солдаты 2-го дивизиона разместили в Интернете огромное количество информации, в том числе фотографии и текстовые записи, свидетельствующие об их пребывании у российско-украинской границы в июне и июле 2014 года”, — утверждают в организации. Вот фотография солдата в танковом шлеме, вот он внутри пусковой установки, вот он с товарищами на фоне ”Бука”.

Bellingcat иллюстрирует свой отчет сотнями снимков: Миллерово, соседний с Миллерово город Каменск-Шахтинск, полигон Капустин Яр в Астраханской области. Не исключено, что по итогам расследований Министерство обороны будет гораздо строже относиться как к использованию смартфонов с высокой точностью снимков и мобильным интернетом, так и свободной публикацией фото армейского быта.

В поисках информации о членах пятьдесят третьей бригады, следственная группа нашла даже форум, где матери и жены солдат общаются друг с другом. Среди прочего этот форум содержит тему о 53-й зенитной ракетной бригады. Некоторые из его участниц писали, что их сын или муж находился на учебно-тренировочном сборе в Ростовской области, и жаловались на невозможность созвониться.

Некоторые из женщин детально описали своего сына или мужа. Например, одна из матерей рассказала о себе и сыне столько информации, что найти их в соцсетях и изучить не составило большого труда. Другая форумчанка написала полное имя мужа, третья — где и когда конкретно находятся родственники.

Поиск ответственного

Следственная группа предоставила информацию о 14 офицерах 2-го дивизиона 53-й бригады, в том числе о командирах расчетов ”Буков”, входивших в этот дивизион. В частности, исследователи выяснили, что командирами 2-го батальона 53-й бригады были Алексей К., Рафаэль А. и Дмитрий К. Несмотря на то, что Bellingcat выяснила их данные и имеет доступ к аккаунтам, полные фамилии не разглашаются. В организации не уверены в абсолютной точности своих данных, поэтому на снимках молодых людей в хаки все лица закрыты. Впрочем, в полной версии доклада для сводной группы следователей в Нидерландах данные указаны полностью.

Участники проекта полагают, что именно комбат 2-го батальона 53-й бригады Дмитрий Т. выбирал солдат и офицеров, которые встали в наряд на злополучном ”Буке”. Ответственным за выбор экипажа и транспортировку ”Бука” считается комбриг Сергей Борисович Мучкаев. Точный состав экипажа известен командиру батальона либо командиру бригады, говорится в исследовании.

”Мы подробно рассказали о начальнике ПВО 20-й гвардейской общевойсковой армии Алексее Золотове и начальнике ПВО Западного военного округа Андрее Коханове. При этом ответственность за убийство из оружия, предоставленного российскими вооруженными силами и, вероятно, управляемого российскими военными, в конечном счете несет Министерство обороны Российской Федерации и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России Владимир Путин”, — говорится в докладе.

Поделиться
Комментарии