Вопреки распространенному убеждению, в Конституции Эстонии не сказано, что она является национальным государством, зато сказано много слов о равенстве всех проживающих на ее территории людей, пишет газета "Вести Дня".

Тем не менее, с 1993 года выборы в органы управления столицы проводились и проводятся с нарушением Основного закона. Нарушение состоит в искусственном создании условий, при которых в Таллинне голоса жителей Ласнамяэ, района с преимущественно русским населением, имеют существенно меньший вес, чем голоса жителей, например Пирита, заселенного главным образом эстонцами.

Это неравноправие зафиксировано в Законе о выборах в органы местного самоуправления, где отдельно прописано, что только половина мест в городском собрании столицы распределяется на пропорциональной основе, остальные же места распределяются равномерно. Иными словами, за тем же Пирита в горсобрании автоматически зарезервировано 4 места — вне зависимости от итогов выборов.

Активные попытки уравнять эстонские и неэстонские голоса столичных избирателей начали предприниматься нынешней весной, когда депутат Рийгикогу Эвелин Сепп направила запрос министру юстиции Рейну Лангу. Сепп предпочла назвать вещи своими именами: "Заявление о том, что данной спецнормой (с учетом, например, национального состава Ласнамяэ) гарантируется верховная власть эстонцев, является по сути своей дискриминирующим и потому не может приниматься во внимание", — написала она в своем запросе.

Ответ министра был весьма показательным: "Одной из задач демократии является обеспечение защиты интересов небольших по численности групп лиц (частей города), — написал Ланг. — Реализация в избирательном праве полного фактического равноправия людей в принципе невозможна и не является требованием основного закона".

Комментируя свою переписку с министром юстиции, Сепп отметила, что Министерство юстиции превратилось в учреждение, борющееся не за правопорядок, а за партийные интересы, продлевающие агонию Партии реформ.

"Неприемлемо делать различия по полу, национальности, возрасту или другому признаку, когда речь идет о таком праве, как избирательное, — считает депутат. — Нет разницы, где человек живет — в Ласнамяэ, в центре города или в Нымме".

Следующую попытку изменить закон предпринял депутат Рийгикогу Айн Сеппик, который обратился к канцлеру права Индреку Тедеру. Канцлер предложил Рийгикогу исправить закон.

"Защита интересов идентичности общины части города ни в коем случае не может являться оправданием предоставлению голосам избирателей этой части города в четыре раза большего веса", — отметил Тедер в послании к парламенту.

Отметим, что в отличие от министра Ланга канцлер права признал истинную подоплеку дискриминационного закона. В своем ответе "Вестям" Тедер напомнил, что положение об особой системе выборов в Таллинне, приводящее к непропорциональному представительству, присутствовало еще в соответствующем законе от 1993 года. А в качестве обоснования появления такой схемы тогда, по словам канцлера, говорилось о "необходимости учитывать общинную идентичность жителей частей города".

В переводе на нормальный язык это означает, что слишком русские районы не должны даже в принципе получать слишком много голосов — в противоположность эстонским районам, пусть даже и маленьким.

Справка

По нынешней избирательной системе 88 812 жителей Ласнамяэ в горсобрании Таллинна представлено 13 голосами, в то время как 9050 жителей Пирита — 5. То есть один депутат от Ласнамяэ представляет интересы 6832 человек, а от Пирита — 1810, при этом вес их голосов одинаков. Если бы мандаты распределялись пропорционально, Ласнамяэ должно было бы быть предоставлено 18 мандатов, Пирита — всего 2.

Поделиться
Комментарии