Если учесть затянувшееся приобретение радиоконцерном Kuku радиоконцерна Sky Media и, следовательно, исчезновение "Русского Радио" или "Sky Радио" с одной стороны и "Радио 100" или "Динамит FM" с другой (возможно, и в других комбинациях) — приходится констатировать, что в сфере русских СМИ предыдущим большим событием, соотносимым с нынешними, было появление газеты "МК-Эстония", а раньше — смерть газетного бренда "Эстония". А это по нынешним временам было давно.

Создание русского Postimees, если отвлечься от очевидной готовности Schibsted нести большие расходы, технически было авантюрой. Известная беда Эстонии в ее малых размерах, поэтому найти, даже и перекупить профессиональных и опытных редакторов, переводчиков, дизайнеров и верстальщиков чрезвычайно сложно. В случае же русского издания — это почти фантастика. К тому же, речь идет о ежедневной газете с рекордным 10-тысячным тиражом, к тому же — о по меньшей мере наполовину переводной.

Рута Пельс, перейдя с должности переводчика в ETA и BNS, весьма достойно в свое время проработала на месте главного редактора еженедельника "День за днем", который при ней вновь стал выходить, вышел из "дефолта", людям начали платить хоть какую-то зарплату (отложив полугодовые долги "на некоторое время") — Рута Пельс задачу комплектации кадров русского Postimees в какой-то мере решила. Однако, как позже выяснилось, она не смогла решить две других первейших задачи главного редактора: установление графика работы и формирование психологической атмосферы в коллективе. И положение младшего брата в большом концерне, которое, безусловно, осложняет ситуацию, оправданием служить ни в коей мере не может. Это всего лишь еще одна обязанность: лоббировать интересы своей редакции, своих коллег. В принципе, это все классика менеджмента.

Самым же, прямо скажем, отвратительным выглядит то, как именно, уходя, она хлопнула дверью, облив грязью всех — и подчиненных, и работодателя. Только один человек остался, по этой версии, весь в белом. Сама Рута.

Если же еще раз вспоминать про "День за днем", то, может, это вовсе была и не заслуга Пельс, а просто очередное пробуждение совести у владельца, господина Тыниссона, при котором "ДД" всегда существовал довольно нервно, постоянно меняя адреса и название фирмы-владельца, страдая от налоговых неурядиц, от всем прекрасно известной черной кассы, от загадочнейших и удивительно регулярных краж оргтехники (одна даже бесцеремонно произошла в доме через дорогу от главного гнезда полиции)…

Умрет ли русский Postimees сейчас? Конечно, нет. Главное — найти человека, который смог бы справиться с указанными выше проблемами, возможно, произведя определенные перестановки. Затем же нужно постепенно и аккуратно переманивать людей из других русских изданий — и создать таким образом мощный коллектив. Ничего фантастического в этом нет, учитывая, что ставки в русской эстонской газете раза в полтора выше, чем в полностью русских.

Другое дело, зачем его вообще создавали, этот русский Postimees, и, как правильно выразился заместитель главного редактора "Молодежи Эстонии" Владимир Фридлянд — в чем сверхзадача?

Одна из версий, выходящая за рамки теории заговора (заговора против русских, конечно же) звучит так: PPM пытается заполнить определенный зазор, существующий между относительно более серьезной "Молодежью Эстонии" и более желтыми "Вестями дня". Кроме того, читателя должна привлечь оперативность информации, а также материалы о жизни эстонской общины (своего рода инсайдерство и интеграция).

Но есть здесь одна странность. Странность эта состоит в том, что на 1 декабря запланирован выход некоей бесплатной ежедневной газеты на русском языке. Тираж этой газеты только в Таллинне, по официальным данным, составит 30 тысяч экземпляров, что для современных ежедневных русских газет в Эстонии беспрецедентно. Ладно, ну совпадение, ну есть лишние деньги и развитый рекламный отдел и у Eesti Päevaleht, которая является владельцем 50% акций нового издания. Но! Другими 50% владеет фирма Eesti Meedia, а Eesti Meedia — это юридически опять же Postimees. Значит ли это, что Postimees пытается поставить и на красное, и на черное?

Проект "Городской газеты", "Русского Päevaleht" — как по-разному называют это новое бесплатное издание, по некоторым данным, не обошелся без участия Георгия Шабада, который в свое время был известен тем, что создал и руководил крупнейшим в странах Балтии информационным агентством BNS, а потом вовремя продал свою долю и ушел на российские хлеба. Как бы там ни было, но эстонские издания привлекли очень серьезного консультанта, возможно, единственного серьезного. Впрочем, и у него случались фатальные ошибки. Известно, например, что именно он пытался вывести портал DELFI в Россию. Это вам не финансовый гений Аллан Мартинсон, который сумел создать тот же DELFI, а, когда надоело, продать его, уже не убыточный, за 6 млн. долларов, вложив чуть ли не вполовину меньше. И спокойно отойти от этих дел.

Итак, намерения у эстонских СМИ серьезные, экономически подкрепленные. Но все-таки заглянем немножко в зыбкий дым заговоров и представим себе, что заявления России о выделении значительных сумм на поддержку русских за рубежом, в особенности в странах Балтии, вызвали обеспокоенность в политических кругах. Неспроста были все эти "оговорки" президента, министра культуры, резкие "заявления" министра по делам интеграции. Представим, что в небольшой холодной (холодненькой) эстонско-русской войне настало время сделать контрход конем. Известно, что и Päevaleht, и Postimees в значительной степени ангажированы определенными политическими кругами, а их поражение на последних выборах также заставляет задумываться о благополучии своего существовании. Понятно, что республиканцы и реформисты будут продолжать всестороннюю травлю центристов, а последние — "дружат" с Россией. И тут всё так счастливо совпало!

Напускная бравада русских газет, проявленная еще при появлении русского Postimees, несколько преувеличена. Что ни говори, рекламный рынок в Эстонии мал, пусть и эластичен, а сформировать читателя можно года за три, на которые при имеющихся средствах и при помощи политических сил можно свободно запланировать и значительный убыток.

В общем и целом это означает, что новые газеты имеет смысл покупать (брать) — должно быть интересно. Но интересно должно быть и с "Молодежкой" и "Вестями", потому что им так или иначе придется предпринимать серьезные шаги: кому к оживлению материалов, кому наоборот — к сдерживанию желтизны. И главное — увеличение оперативности, эксклюзивности, чтобы не приходилось реферировать эстонские издания, а чтобы было наоборот. Выиграть должны все: и журналисты, и прочий персонал, зарплата которых теоретически вырастет (чтобы не переманили), и читатели. Если таковые среди русских людей в Эстонии еще остались, если неправда, что суммарная, с учетом перекрытий, читательская аудитория русских печатных изданий в Эстонии не достигает сегодня и 50 тысяч.

Прогноз же можно выдать следующий: какая-то из четырех ежедневных газет через год-два, вероятно, умрет или скатится до совсем неприличных тиражей, существуя лишь на деньги владельцев. Не думается, что это будет кто-то из новичков, а фальстарт Postimees здесь значения не имеет.

При всем при этом хорошо бы, чтобы государство, например в лице юстиции, следило за такими вещами, как честная конкуренция. Однако, наша Юстиция явно подглядывает из-под повязки. Существует версия, что атака министра юстиции Рейна Ланга (бывшего, кстати, босса Kuku) на комментарии в интернете Эстонии, приведшая, в частности, к появлению таких словечек, как "leim" и "хлам", вызвана не праведным гневом, а иными мотивами. Медиамагнат Ханс Х. Луйк, оказывается, планирует запуск своего суперпортала, и ему понадобилась помощь старого надежного друга Ланга. Причем последний и не скрывал (или по известной наивности проговорился), что Eesti Ekspress, вотчина Луйка, сыграла в кампании, в инициировании ограничивающего свободы законопроекта, решающую роль. Законопроект, конечно, не пройдет, но шума наделал немало, а большего и не требовалось.

Итак, вот парадный подъезд, лакеи сгибаются, принимают пальто, модные шляпки с помпонами, угодливо провожают в залу, где нас ждет интереснейшее представление. Мы же постараемся не наступать на коврик, под которым что-то шевелится. Пусть нас занимают и развлекают.

Поделиться
Комментарии