В 2011 году государство заказало разработку новой цифровой системы для ведения делопроизводства судебных исполнителей. Старая система — Täitis — была создана еще в конце 90-х годов и технологически устарела.

Новую платформу разрабатывали в течение семи лет, если учесть, что первые исследования этой темы провели еще в 2009 году. Полтора года назад, как только ей начали пользоваться, обнаружились первые проблемы.

Во-первых, по словам судебного исполнителя Татьяны Афанасьевой, уже при переносе данных из старой программы большая часть информации была искажена. Кроме того, система в любой момент может изменить уже внесенные данные. ”Сегодня они правильные, завтра открываем это же дело — данные исказились”, — рассказала Афанасьева.

Новая платформа превратила практически каждое действие исполнителя в лотерею. Например, система может снять деньги со счета должника два раза, не снять их вообще или вовсе аннулировать долг. Нет и обещанной автоматической связи с государственными регистрами.

По словам Афанасьевой, каждая конкретная ошибка исправляется вручную, а значит, потом может появиться в деле другого клиента.

”За исправление каждой ошибки мы платили деньги. То есть те недоработки, которые надо было доработать, мы за них платили деньги”, — пожаловалась судебный исполнитель.

Вместо э-системы — ручка и бумага

В результате исполнители вынуждены были вернуться к старым проверенным средствам — ручке, бумаге и калькулятору.

”Теперь, чтобы сказать человеку, сколько у него остаток долга, надо открыть старую программу, взять дело на бумажном носителе, посчитать на калькуляторе, сколько было поступлений, и только тогда можно со стопроцентной уверенностью назвать остаток долга”, — пояснила Афанасьева.

Между тем, на разработку системы ушло более миллиона евро. Ожидалось, что на выходе получится программа, которая будет выполнять работу исполнителя ”одним кликом”.

”На самом деле мы получили то, что судебные исполнители закупают кипы бумаг, калькуляторы, количество работников пришлось увеличить или платить им за сверхурочные часы,” — сказала Афанасьева.

Но это далеко не все последствия. Должник может подать жалобу на незаконный арест, и исполнитель должен незамедлительно вернуть деньги обратно на счёт. Если в этот момент система в очередной раз отказывается переводить деньги, судебный исполнитель невольно нарушает закон.

Исполнитель: нужна новая система

По словам директора центра регистров и инфосистем (RIK) Мехиса Сихварта, члены Палаты судебных исполнителей и банкротных управляющих входили в группу руководства проектом и следили за его выполнением. ”Все решения о тендере, все сдачи работ были одобрены этой руководящей группой без особых комментариев”, — отметил он.

Один только первый анализ системы занимает 137 и содержит весьма подробное описание систем, уровней доступа, форматов документов и других деталей. Но несмотря на подробную документацию и надзор со стороны самих управляющих, система оказалась неработоспособной. Чего же не хватило? По мнению Сихварта, проекту прежде всего не хватает руководства.

”Сегодня у этой системы нет модели, при которой мы могли бы посмотреть и сказать, что ”в этом году приоритеты такие, бюджетные средства такие, можем договориться, что делать”. Сегодня у этой системы отсутствует хозяин”, — считает он. Кроме того, по мнению Сихварта, программа нуждается в дополнительных средствах.

Однако судебные исполнители с таким вариантом не согласны — они уже участвовали в разработке системы и вложили в проект 250 тысяч евро. Более того, они хотят вернуть назад эти деньги.

По словам Афанасьевой, нет смысла вкладывать в развитие платформы дополнительные деньги и нужно оценить возможности создания новой рабочей базы.

Кто даст деньги?

Идея всё бросить и начать заново появилась, когда судебные исполнители подсчитали, что на приведение системы в порядок нужно еще 800 тысяч евро

По словам главы RIK Мехиса Сихварта, он не знает, откуда взялась именно такая цифра. О конкретной стоимости оставшихся работ он говорить пока не готов. И хотя очевидно, что доработки обойдутся в сотни тысяч евро, Центр госинфосистем не спешит признавать проект провальным.

”У каждой системы есть проблемы. Особенно если это большой проект. Надо искать стабильные решения. Я не вижу здесь каких-либо фатальных проблем”, — сказал Сихварт.

По мнению Афанасьевой, признание системы неработоспособной означало бы признание того, что одна из сторон, участвовавших в гостендере, не выполнила условия договора. ”Поэтому конечно же они будут настаивать на том, что ”да, работает. И будет работать дальше. Вот только надо немножко помочь”, — считает она.

В настоящий момент проект поддерживается за счёт Министерства юстиции, а значит, за деньги налогоплательщиков. Министерство отказалось комментировать ситуацию, пока не будет принято решение относительно будущего этой системы. Если будет решено прекратить финансировать дальнейшую разработку, будущее системы предсказать несложно — проект закончит свое существование.

Поделиться
Комментарии