Журналистика Мьянмы в 2013 году находилась в плачевном состоянии и поэтому ежегодная пресс-конференция в бывшей столице, городе Янгоне, не состоялась. Действующие законы для прессы были введены переходным правительством всего лишь год назад. Раньше в сравнительной таблице свободы прессы Мьянма находилась на последнем месте.

Более полувека журналистика в Мьянме прибывала в спящем состоянии. После военного государственного переворота все масс-медиа находились под строгим контролем правительства. Начиная с середины прошлого десятилетия в университетах преподавали журналистику, однако, с небольшой поправкой: как правильно подавать любую информацию, исходящую от правительства.

На радость всем журналистам в 2014 году в Янгоне все-таки состоялась долгожданная конференция. Несколько дней семинаров, мастер-классов и встреч. На конференцию приехали корреспонденты из CNN и BBC, а также представители шведских газет.

На конференции выступил один из министров Мьянмы, который начал свою речь с критики новой свободной журналистики. ”Посмотрите, сколько вы делаете ошибок!”, — сообщил министр.

Главный редактор одной из авторитетных газет вступил в спор с этим министром.

”Наши репортеры проработали в журналистике в среднем несколько лет. Естественно, они иногда ошибаются, так как ваше правительство не разрешало им годами изучать журналистику”, — сказал он.

Как и у нас. Редакция в Мьянме не особо отличается от редакции Eesti Ekspress. Журналисты работают, уткнувшись в свои компьютеры.

Главный редактор был прав. Реальное обучение журналистике в Бирме началось всего несколько лет назад. В то же время частным предприятиям разрешили создавать еженедельные газеты, ежедневные газеты все еще принадлежали государству. Когда частным предпринимателям разрешили выпускать свои ежедневные газеты, это привело к тому, что происходило в Эстонии в 1990 годы. Каждый человек, у которого были хоть какие-нибудь средства, выпускал свою газету.

Однако, утверждение, что у журналистов на протяжении нескольких лет не было возможности оттачивать свое мастерство, не соответствует действительности. В январе журналисты Eesti Ekspress встретились в Янгоне с журналистом крупнейшей еженедельной газеты Myanmar Times Ва Лонгом, который рассказал, как журналисты из Бирмы тайком ездили учиться в Таиланд.

Шпионы в рядах учеников

”У меня два документа, подтверждающие мою личность — один я использовал в Мьянме, а с другим пересекал границу”, — признается Лонг.

Фальшивое удостоверение личности было необходимо для того, чтобы в стране никто и понятия не имел о его поездках. В законе Мьянмы об электронных СМИ был пункт об уголовном наказании за блоггерство или же наличие электронного почтового адреса на зарубежных серверах. Если тебя заметят пересекающим границу, ты сразу оказываешься под контролем. Скажешь что-нибудь не корректное, придут домой, и начнут изучать содержимое компьютера — электронная почта в Google мигом сделает тебя уголовным преступником. То же в случае незаконного пересечения границы, если тебя поймают, ожидаемое наказание — лишение свободы сроком на 5 лет.

По словам Лонга, в Таиланде журналистике обучали организации, которые работали за счет доноров из США. Обучали блоггерству, журналистской этике, использованию баз данных, словом, всему тому, что является обычным в работе эстонского журналиста.

”В общении между собой мы никогда не использовали свои настоящие имена. Даже тогда, когда знали, с кем имеем дело. Почему? Потому что мы знали, что правительство постоянно подсылало к нам шпионов”, — говорит он.

Протест: Все идет к лучшему, тем не менее полностью свободной журналистики в Мьянме по-прежнему нет

Редакция газеты Myanmar Times существенно не отличается от редакций эстонских газет. Но некоторые различия все-таки есть. Например, в редакции в Мьянме перед массивной лестницей стоят два вооруженных охранника. Они дружелюбны с посетителями, шутят, но без разрешения никто в здание не попадает. Редакция, как и в Эстонии, представляет собой один большой оупен спейс, у стены стоят шумящий кулер и кофе-машина.
Наши репортеры проработали в журналистике в среднем несколько лет. Естественно, они иногда ошибаются, так как ваше правительство не разрешало им годами изучать журналистику
главный редактор крупнейшей газеты в Мьянме

Освещение соответствует европейским стандартам и в углах установлены UPS-ы, так как в Янгоне все еще проблемы с электропитанием. Myanmar Times, который начали свою работу в 2000 году, было первым изданием, в числе владельцев которого был зарубежный инвестор (из Австралии). В отличие от других газет, цензором Times была военная разведка, но скандалы все равно появлялись в печати. В июле 2007 года одной датской организации удалось продать рекламу на газетную полосу, которая содержала такие слова, как ”свобода” и ”убийца Тхан Ше” (лидер Мьянмы — примечание автора). Этот номер стал бестселлером, и его продажи были в два раза выше, чем обычно. Газету не наказали, но два высших чиновника были уволены цензорами.

”Наши репортеры проработали в журналистике в среднем несколько лет. Естественно, они иногда ошибаются, так как ваше правительство не разрешало им годами изучать журналистику”, — главный редактор крупнейшей газеты в Мьянме

Статьи о ценах на спутниковое ТВ приведут к запрету на издание газеты

Годом позже Myanmar Times умудрилась получить запрет на издание сроком на неделю, но, несмотря на приказ цензоров, статью о ценах на спутниковое ТВ опубликовали. Неимоверно высокие цены на спутниковое телевидение объяснялись желанием правительства оградить людей от влияния зарубежных СМИ, поэтому статья ударила в больное место.

Лонг начал свою журналистскую карьеру еще тогда, когда каждый номер проходил предварительную цензуру. Такой порядок действовал в Мьянме до начала 2012 года. Писали, например, вместо Мьянмы старое название страны Бирма и сразу получали статью обратно и приказ внести правку. Враждебную историю Бирмы официально ”надо забыть”, Мьянма же новее и чище. Цензоры просматривали истории не по файлам, а уже напечатанными страницами. Для владельцев газет цензорство сразу же означало денежные траты, так как любые изменения влекли за собой печать нового тиража, а это в свою очередь влияло на внутреннюю цензуру. О войне плохо писать было нельзя, критиковать страну и правительство соответственно тоже. Цензоры запрашивали несколько экземпляров для просмотра — не прошедшие цензуру номера продавали своим знакомым.

Электронное государство: смартфон есть у каждого жителя Янгона, вместо шашек используют крышки из-под пива.

Зарплата Лонга в начале его карьеры была ниже 200 евро в месяц. На сегодняшний день он проработал журналистом уже шесть лет. Благодаря выигранным журналистским премиям, сегодняшний заработок уже больше 600 евро в месяц, что очень неплохо для журналиста в Мьянме.

Несмотря на это, проблемы все равно есть. Лонг приводит пример, как в 2012 году четырех журналистов посадили в тюрьму, потому что они написали про завод химического оружия в центральной части Мьянмы. С этим заводом были связаны большие военные начальники, политики и китайские инвесторы. Заметьте: журналистов посадили не за клевету, а потому что завод был государственной тайной. Наказание было суровым: 14 лет заключения. Правда во время амнистии президент освободил и этих журналистов.

Свобода слова в журналистике по всему миру:
(Для ближайшего рассмотрения нажмите на цвета в легенде)

(Хорошая, Удовлетворительная, Заметные проблемы, Сложная, Очень сложная)

Ложь также могла привести в тюрьму. Одна ежедневная газета в 2014 году написала, что лидер оппозиции Аунг Сан Суу Куй может стать премьер-министром переходного правительства. Информация не отвечала действительности, и поэтому журналистам грозил двухлетний тюремный срок. По местным законам это был максимальный срок за такую ложь. Благодаря вмешательству организации ”Репортеры без Границ” (Reporters Without Borders) журналистов не посадили, а назначили им условное наказание.

Коллеги хотели защитить журналистов, уличенных во лжи, и планировали провести пикет в центре Янгона: простоять час молча. Пикетчики рассчитывали, что их тоже посадят и им удастся показать всю остроту ситуации западным СМИ. Но часть журналистов попала в капкан социальных сетей. Они активно обсуждали в Facebook, что, если все получится, то и они проведут некоторое время в СИЗО. Власти все разнюхали и пикет прошел в спокойной обстановке — журналисты протестовали, полиция наблюдала.

”Мы получили важный урок, не стоит все свои планы раскрывать в Facebook”, — признается Ва Лонг.

Рабочий стол журналиста: к функциям телефонной книги подошли творчески

Вообще в Мьянме очень быстро распространяется Facebook и этот процесс уже не остановить. Два года назад в Янгоне были продавцы, которые предлагали возможность позвонить с настольного телефона. Теперь у всех есть смартфоны. Цена дешевых китайских телефонов стартует начиная с десятков евро. Несмотря на то, что связь не самая лучшая, даже жители отдаленных уголков страны пишут, фотографируют на телефон и, когда оказываются в зоне хорошей связи, загружают все это в сеть.

На английском языке можно писать свободнее

Газета Myanmar Times выходит как на государственном, так и на английском языках. В понедельник 40 страниц на английском, в четверг 68 страниц на бирманском. Для обоих изданий работают одни и те же журналисты. Один день пишешь в англоязычную газету, в другой в бирманоязычную. Однако, главные редакторы разные и из-за этого сразу видны большие различия.

”В англоязычной версии начальство заграничное и они относятся к делу более свободно — писать в принципе можно обо всем. Но, если хочешь такую статью сделать в бирманоязычную газету, главный редактор может начать менять статью — все связано между собой и местные жители бояться ссориться с властью”, — говорит Лонг.

Два года назад в Мьянме открыли первую Академию журналистики, которая финансируется частным капиталом. В январе торжественно выпустили первый учебник на бирманском языке для редакторов. До сих пор редакторы опирались только на те знания, которые обрели во время работы. За последние годы все больше журналистов уезжали учиться заграницу, кто в США, кто в Европу.

Ва Лонг признается, что хотел бы поехать в Европу на практику. Например, поехать освещать события в Украине или познакомиться с редакциями европейских газет, только у всего этого есть одно ”но”.

”Я слышал от коллег, что расизм в Европе и США одна из самых больших проблем. Есть знакомые, которых унижали из-за их расовой принадлежности, — говорит он. — А я таких вещей очень боюсь”.

В тоже время Мьянма демонстрирует целенаправленное движение в сторону свободной журналистики. Раньше, в сравнительной таблице свободы слова в СМИ, Бирма располагалась в самом низу, теперь же она поднялась на 144 место. Внизу остаются, например, наши соседи — Российская Федерация, Беларусь и Казахстан. Последняя тройка в таблице из 180 стран принадлежит Туркменистану, Корейской народной демократической республике и Эритрее.

Поездку журналистов в Мьянму спонсировал Круглый стол Совместного развития при содействии Европейской комиссии.

В отдаленных районах сумасшедший дом

В начале этой недели в доме бирманского журналиста Мин Мина (на фото) взорвалась бомба. Мин руководит агентством журналистских расследований, которое располагается в проблемном районе Аркана, в западной Мьянме. Последние выборы выиграла оппозиция под руководством Аунга Сан Суу Куйа, хотя в отдаленных от столиц Нейпьидо и Янгона местах еще царят старые обычаи.

”Мое агентство было главной мишенью. Прошлым августом запугивали журналистов в социальных сетях, что ”их час близок”. После бомбежки, в социальных сетях появилась очередная угроза, мол ”это было всего лишь предупреждение и еще больше нападений ждут впереди”. Утверждают, что за жизнь управляющего агентством журналиста дают 27 000 евро.
Ситуация в Аркане накалена уже с 2012 года, когда начался конфликт между мусульманами и буддистами. Ситуацию разрешили специфически, мусульман расселили в лагеря со скудными условиями. Местные журналисты осветили эту тему, что привело к большому кровопролитию.

Европейский Парламент принял резолюцию, согласно которой насилие над журналистами в Аркане признали незаконным. В отдаленных уголках Мьянмы на резолюции, мягко говоря, никто не обращает внимания.

Поделиться
Комментарии