”Насилие в близких отношениях — это не только насилие в семье, внутри пары. Оно может иметь место и в отношениях зависимости, и в сексуальных, и в отношениях настоящих и бывших сожителей. Оно может быть как физическим, так и психологическим, сексуальным — это весьма широкое понятие. И вовсе не обязательно сторонами являются мужчина и женщина: могут быть и дети, и пожилые родители или бабушки-дедушки, братья-сестры — абсолютно все”, — перечислил Пикаро, добавив, что в этом году в среднем в полицию ежедневно поступает 32 сообщения о подобных случаях.

Абсолютно любого рода насилие является проблемой. Но именно применение силы в близких отношениях, по словам Пикаро, в последние годы является для полиции одним из приоритетных вопросов: ”Для предотвращения случаев насилия с самыми тяжкими последствиями мы пытаемся вмешаться как можно раньше. Порой достаточно одного звонка небезразличного человека, у которого есть основания полагать, что, например, в соседней квартире может происходить что-то подобное”.

Факторы: алкоголь и безработица

С физическим насилием все, к сожалению, более-менее ясно. А как рассматривать насилие психологическое? ”Для полиции это, прежде всего, угрозы. Всякого рода оскорбления, повышение голоса или любое выходящее за рамки поведение — это повод для вмешательства стражей порядка”, — пояснил Пикаро. По его словам, зачастую причины насильственных действий кроются в бытовых условиях. Способствующие факторы — это алкоголь, низкий социальный статус, низкий уровень образования и безработица.

Однако высокий уровень жизни — не панацея. СМИ некоторое время назад писали о громком случае в Пярну: директор одного крупного предприятия, имеющий очень высокий доход и прекрасное образование, годами применял насилие к своей жене и детям.

Если в случае насильственных действий были замешаны дети — и не обязательно как пострадавшие, а, например, как сторонние наблюдатели — дело для полиции приобретает еще больший приоритет: в таком случае привлекаются службы по защите детей и прочие ведомства. ”Если ребенок живет в такой атмосфере, и постоянно все это слышит-чувствует-созерцает, то это начинает быть его ”нормой жизни”. А безнаказанность лишь укрепляет это ложную установку. И очень велика вероятность, что подобный сценарий взаимоотношений будет воспроизведен и в их жизни”, — описал Пикаро цикличность этой проблемы. ”Насилие порождает насилие” — известная истина.

Как рассказал наш собеседник, чем младше ребенок, тем нормальнее ему кажется такое положение дел в семье: ”Он сам в силу возраста не сумеет обратиться за помощью”. Поэтому важно, чтобы тревожные знаки умели замечать и не оставляли без внимания другие взрослые, с которыми общается и которым доверяет ребенок, будь то учитель, воспитатель или тренер в спортивной секции.

Люди стали сознательнее

По данным полиции, с 2011 по 2015 год произошел огромный скачок в статистике случаев насилия в близких отношениях. Каждый год их становилось примерно на 30% больше. Однако Пикаро заверил, что в нынешнем году ситуация стабилизировалась, а, возможно, одна из причин роста — в повышении сознательности народонаселения: все чаще люди начинают обращаться в полицию в случае подобных проблем.

”И это, с одной стороны, очень хорошо. Значит, мы достигли определенных результатов. Но, с другой стороны, это остается актуальной проблемой”, — подчеркивает Пикаро.

Если говорить о случаях насилия в близких отношениях с самым печальным исходом, то тут наблюдается такая тенденция: если ранее регистрировалась порядка десяти убийств в год, то в прошлом году их было пять. Эти изменения обусловлены как раз тем, что люди все охотнее обращаются в правоохранительные органы и, таким образом, удается избежать самого грустного сценария.

”Правомерно ли утверждение, мол, ”жертва сама виновата, что спровоцировала насильника?” — спросили мы Райта Пикаро. ”Нет, — категорично ответил он. — Ни в коем случае. Это какое-то устаревшее обобщение. И если говорить о вине — она в любом случае на насильнике. Поводов может быть вагон и маленькая тележка: от немытой посуды — до ”она на меня не так посмотрела!”. Но это все является лишь попыткой внушить чувство вины жертве”.

Из таких отношений, по словам полицейского, не так-то просто выбраться. Потому они могут длиться достаточно долгое время. Причин тому множество: общая жилплощадь, дети, финансовая зависимость. ”Из таких отношений выйти действительно нелегко, но не невозможно! Существует целая сеть учреждений, оказывающих помощь жертвам. Надо лишь сделать этот первый и самый ответственный шаг”, — призвал Пикаро.

”Там не помогут!” — и другие стереотипы

Говоря о насилии со сравнительно легкими последствиями, следует отметить, что, по данным полиции, примерно 88% его жертв — женского пола, и 12%, соответственно, мужского. Однако, если речь идет о случаях насилия с тяжкими последствиями — смертью или причинения серьезного вреда здоровью, то по статистике за 2012-2014 годы потерпевшими в равной степени становились как мужчины, так и женщины.

Пропорционально примерно 60% людей, применяющих насилие в отношении близких — эстоноговорящие, и 40% — русскоговорящие.

Причин тому, что люди не всегда обращаются в полицию по таким вопросам, несколько. Одна из проблем — стереотипы. ”Там не помогут!”. ”Проблема не столь серьезна”. ”Это наше семейное дело”. ”Быть может, трудно говорить о своих семейных делах людям, с которыми ты общаешься как с должностным лицом. Но у нас работают профессионалы своего дела, которые постоянно с этим встречаются. Не стоит бояться, что вас не воспримут всерьез или скажут, мол, сам виноват”, — сказал Пикаро.

Не стоит, однако, полагать, что при обращении в полицию виновника сразу же упекут за решетку. Существует много способов, как воздействовать на агрессивного человека: условное наказание, денежный штраф, запрет на приближение, общественно-полезные работы и прочие. В первый раз, по словам полицейского, наказание может быть более легкое, но если человек не одумался, не исправился и вновь стал распускать язык или руки — его действия пресекают более сурово. Например, статьей 121 Пенитенциарного кодекса ”Применение физического насилия” предусмотрено до пяти лет реального тюремного заключения. ”Что, по большому счету, является весьма серьезным наказанием”, — считает Пикаро. А, например, за избиение с тяжкими телесными могут дать и более 10 лет. ”Но в целом же практика такова: начинают с более мягких наказаний. И если человек не понимает, то тогда уже следует его изолировать от общества”, — описал наш собеседник общую тенденцию.

Никто не должен терпеть и ждать того момента, когда его изобьют до полусмерти, чтобы ситуация стала достойной внимания и стороннего вмешательства. ”Жертва не должна рассуждать в таком ключе, мол, ”что я побегу в полицию, у меня даже синяков нет — нечего показать, нет доказательств” — прокомментировал Пикаро расхожее мнение об отношении стражей порядка к описываемым случаям. ”Если был акт насилия — без разницы, есть ли у вас синяки, шишки или иного рода побои. В состав преступления входят также и угрозы, которые вы считаете реальными, и причиненная физическая боль” — объяснил он, добавив, что жертва не должна переживать о том, есть ли ей что показать полиции: у них есть множество возможностей для сбора доказательств. ”Это специфика нашей работы”, — подчеркнул Пикаро.

Куда обращаться?

В борьбе с насилием в близких отношениях полиция сотрудничает с местными самоуправлениями, службами защиты детей, отделом помощи жертвам, а также различными НКО. Конечно, прийти в полицию — психологически сложно, но и это не единственный вариант решить проблему насилия.

Приводим некоторые ссылки, по которым вы можете найти информацию о помощи жертвам насилия:

Таллиннский женский кризисный центр — www.naisteabi.ee
Валгамааский женский приют — www.valganaistevarjupaik.ee
Союз защиты детейwww.lastekaitseliit.ee
Помощь жертве — https://www.politsei.ee/ru/nouanded/ohvriabi.dot
Короткий номер 1492 — общегосударственный телефон поддержки женщин, ставших жертвой физического, психического, экономического и/или сексуального насилия.
Номер экстренной помощи — 112.
Еще больше информации и контактов — здесь.
Статистика полиции
За восемь месяцев этого года было зарегистрировано 7746 сообщений о случаях насилия в близких отношениях, это в среднем 32 сообщения в сутки.


По данным министерства юстиции, в прошлом году по всей Эстонии было зарегистрировано 2997 преступлений, связанных с семейным насилием. По сравнению с 2014 годом рост составил 10%, по сравнению с 2011 годом — 55%.


Насилие в близких отношениях составляет более трети (38%) всех насильственных преступлений.


Больше всего среди преступлений, связанных с насилием в близких отношениях, это применение физического насилия (статья 121) — 85%.


В прошлом году в результате убийств и убийств при отягчающих обстоятельствах, среди преступлений, связанных с насилием в близких отношениях, лишились жизни 5 человек.
Поделиться
Комментарии