Для того чтобы четко объяснить схемы финансирования партий, Вийзитамм приводит простой пример. Предположим, что идет год выборов. Для нахождения денег, необходимых для покрытия расходов на кампанию, один из руководителей партии - обычно председатель, генеральный секретарь или финансовый руководитель - приглашает на обед влиятельного бизнесмена и предлагает ему три варианта для поддержки партии, рассказал он в интервью газете Eesti Päevaleht. Первый вариант - легальное, совершенно прозрачное пожертвование, которое отразится в официальных экономических отчетах. Бизнесмен боится, что из-за этого на него нацепят ярлык крупного спонсора одной партии. Второй вариант - сделать пожертвование наличными, эту сумму политик затем разделяет на суммы поменьше и делит между членами партии. Именно в этом сейчас подозревают Кадри Симсон. Третий вариант: политик передает бизнесмену счета за кампанию, которые предприниматель обещает оплатить лично.

"Но это лишь одна сторона дела, одна схема, из которой сейчас сделали большую новость, - говорит Вийзитамм. - В плане объеме гораздо большие суммы двигаются так, что какое-нибудь предприятие - например, рекламная фирма - выставляет партии счета за фиктивные услуги". Выяснить, куда эти деньги идут из фирмы, практически невозможно.

Письменных документов, подтверждающих его слова, у Вийзитамма, конечно, нет. "Почему партии вообще пользуются наличными - именно потому, что доказательств этого нет. Теперь рассказы свидетелей - это единственное подтверждение", - говорит Вийзитамм.

"В мое время в партии действовал такой шифр как "напрямую в Idea" (тогда руководитель кампаний Центристской партии Пааво Петтай руководил рекламной фирмой Idea Ad, которую покинул в 2009 году и учредил OÜ Midfield - прим. ред.). Обычно оплата расходов на кампанию шла через партию, но иногда суммы направлялись напрямую в рекламную фирму. Общественности демонстрировали один счет, но на самом деле предприниматель платил совсем другую сумму. Если грязные наличные деньги по крайней мере отражаются в бюджете кампании, то с такой схемой следа не останется и там", - говорит Вийзитамм и подчеркивает, что сейчас в этой фирме работают совсем другие люди, и он не хочет портить их репутацию.

На вопрос о том, были ли заказы фирме Петтая сознательно преувеличены, Вийзитамм ответил, что это спекуляция, которую он не может ни подтвердить, ни опровергнуть. "Но все такие договоры, в которых партнер по договору у города и у партии один и тот же, несомненно, вызывают вопросы, - говорит Вийзитамм. - Все доходы Idea тогда казались мне совершенно неразумными. В каком угодно другом рекламном агентстве можно было сделать необходимое значительно дешевле. Но ни одно предложение начать дискуссию на тему того, что, может, есть причина сменить рекламную фирму, ни к чему не приводили. Они даже не обсуждались", - рассказывает Вийзитамм, по словам которого он эту тему поднимал в бюро партии и даже на уровне правления.

Вийзитамм отметил, что настаивал на том, чтобы договоры сохранялись в том виде, в котором есть, один единственный человек - Эдгар Сависаар, при том что многие люди в правлении говорили, что договор с рекламной фирмой Idea в таком виде следует прекратить.

На вопрос о том, возможно ли было в этой схеме получать личную выгоду, Вийзитамм ответил, что теоретическая возможность есть. "Это и тогда вызывало вопросы. Свен Миксер и Пеэтер Крейтцберг неоднократно о том же спрашивали", - отметил он.

"Возьмите отчеты о расходах на кампанию и умножьте цифры на 1,5 или 2. Тогда вы увидите, какие суммы на самом деле проходили. Видна была примерно половина или две трети реальных расходов, - говорит Вийзитамм о том, о каких суммах идет речь. Сумма зависела от года. - Если был горячий предвыборный год, то доля наличных денег могла составить более пары миллионов крон. За все годы, когда я проработал в бюро (2002-2005 гг.), через нас с Симсон могло пройти от пяти до десяти миллионов крон", - говорит Вийзитамм.

По его словам, случаев, чтобы кто-нибудь присваивал деньги, не было. "День выглядел так, что утром раздаешь пачки денег, а вечером смотришь, как деньги поступают. Я не помню такого, чтобы кто-нибудь что-нибудь себе оставил", - отметил Вийзитамм.

На вопрос о том, почему Вийзитамму не разрешили в этом году выставлять свою кандидатуру на выборах в Пярну, бывший мэр летней столицы говорит, что ответить может Кадри Симсон. "Но у нее всегда были серьезные проблемы с правдивостью. Со мной связывались многие члены партии, которые спрашивали, согласился ли бы я выставить свою кандидатуру. Я ответил "да". Потом мне люди объясняли, что мой вопрос обсуждали в правлении региона, но решили, что я не подхожу. Руководила там как раз-таки Симсон", - рассказывает Вийзитамм.

Вийзитамм не смог точно определить, с чего у него с Симсон начался разлад. "Наверное, крупные проблемы начались с того, что определенная компания наконец высказала свое мнение. Например, по поводу скандала с российскими деньгами, что так нельзя. С этого момента началось серьезное давление", - рассказывает он и признает, что готов к тому, что его дни в качестве центриста сочтены - накануне выхода интервью партия сообщила, что центристов, которые в ходе местных выборов идут по другим спискам, исключили.

Когда Вийзитамм был исполнительным секретарем, ему было 22 года. Газета Eesti Päevaleht пыталась получить более подробный комментарий на эту тему у Пааво Петтая, но он отказался, отметив, что все это это - не имеющие основания слухи. "Мне нечего добавить - накануне выборов занимаются накручиванием", - сказал Петтай.

Поделиться
Комментарии