Эксперты говорят, что Эстония нуждается в более активной и сильной внешней политике. Как это внедрить?

Такая внешняя политика, как была в 1990-е годы, я очень надеюсь, Эстонии никогда больше не понадобится. Это было время, когда у нас были цели по вступлению в Европейский союз, НАТО. Этих крупных целей у нас сейчас нет.

Сегодня мы должны быть хорошими и заслуживающими доверия партнерами во всех организациях, в которых мы представлены — наш голос должен быть слышен. Мы должны быть такими партнерами, которые помогают создавать международные отношения и внешнюю политику организаций других стран. Наша сила в том, что мы не говорим в одиночку, а высказываемся вместе с нашими союзниками, партнерами и друзьями. Очень важно прояснять свои позиции.

Я вижу, что сегодня очень важно держать Европу единой. Мы видим, что происходит в Греции, в Великобритании грядет референдум — мы видим проблемы. Работа дипломатов сегодня по-прежнему столь же важна, чтобы находить союзников повсюду и объяснять наши позиции: почему мы исходим именно из таких точек зрения в сохранении эстонской государственности. Никогда не бывает слишком много союзников и слишком много друзей.

Говоря о Греции, то правительство Эстонии критикуют за то, что нет никакого конкретного плана по разрешению ситуации в Греции. В какой мере вы планируете помочь правительству Эстонии в этом вопросе?

Начиная с момента, когда меня назначат министром иностранных дел, я буду членом правительства Эстонии и членом этой команды. Насколько я смогу поспособствовать этим решениям, настолько я, естественно, и поспособствую.

Но я хотела бы сказать, что и министр финансов, по-моему, на эту тему очень ясно говорил, каковы позиции Эстонии: где и каким образом мы можем поддержать Грецию. Я не стала бы обвинять наше правительство. Скорее проблема в том, что Греция сама не выступила с конкретными предложениями или их предложения, которые только представлены, следует просмотреть, обсудить и тогда уже действовать в соответствии с этим.

Вы считаете, что критика в отношении правительства Эстонии не обоснована?

Сейчас я не вижу ничего, что правительство Эстонии или министр финансов могли бы сделать иначе в ситуации, когда сама Греция точно не решила, что, когда и каким образом они хотят сделать. Эти предложения, которые они представили, еще очень свежи, они еще разрабатываются, и я считаю, что наше Министерство финансов и правительство в этом отношении очень прагматичны, конструктивны и реагировали правильно.

Скажите честно, стало ли для вас сюрпризом то, что премьер-министр Таави Рыйвас предложил вам место министра иностранных дел?

Конечно, стало! Десять дней назад я сидела на Хийумаа и даже подумать не могла о таком. Конечно, это стало сюрпризом. Это приятный сюрприз, мы долго говорили, и это решение далось мне не легко. Но теперь это решение принято, и я очень счастлива, что меня поддержало правление Партии реформ. Теперь я готова действовать дальше, чтобы стать достойным министром иностранных дел Эстонии.

Вы были послом Эстонии в шести государствах (Израиль, Россия, Казахстан, Канада, США и Мексика). Какая страна вдохновила вас сильнее всего и дала больше всего для работы на посту министра иностранных дел?

Работа дипломата и заключается в том, что ты что-то находишь в каждой стране. По существу, каждое государство, с которым ты работал, где ты жил и с которым имел общение, в некоторой мере влияет на тебя. Будь то отношения с политиками, людьми, культура. Отовсюду по кусочку. Я не буду приводить ни одно из этих государств, но я могу точно сказать, что все эти шесть стран дали мне по кусочку и, поскольку я когда-то очень плотно с ними работала и была послом в этих странах, они, естественно, будут и в будущем занимать особое место в моей жизни.

Поделиться
Комментарии