По первоначальным данным Иститута развития здравоохранения, в 2015-м году в Эстонии зарегистрировали 214 случаев заболевания туберкулезом — на 30 меньше, чем в прошлом году. Число первичных случаев уменьшилось примерно на 20% (206 и 166 соответственно), реже диагностировали и не поддающиеся лечению случаи. В 2015-м году заболело двое детей.

”Легочный туберкулез — это болезнь, передающаяся воздушно-капельным путем при кашле и чихании, однако в большинстве случае передача туберкулезной инфекции предполагает длительный контакт с больным”, — объяснил др Манфред Данилович, который свыше 15 лет является экспертом ВОЗ по туберкулезу в Европе.

”В целом, организм человека способен самостоятельно бороться с бактерией туберкулеза. У здорового человека риск заражения на протяжении жизни составляет 5-10%, а, например, у ВИЧ-позитивных эта вероятность — 50%”, — отметил др Данилович. ”В итоге то, заболеет ли человек, во многом определяет его иммунная система. На нее в свою очередь влияют другие заболевания, а также питание, уровень стресса и образ жизни человека”.

Важно понимать, что инфицированный человек не представляет автоматическую опасность для других. По данным ВОЗ, одна треть населения земного шара сталкивалась с бактериями туберкулеза, но не знает об этом. Человек становится заразным только, когда появившиеся из-за снижения иммунитета бактерии начинают размножаться и вызывают в различных частях организма (90% в легких) очаги воспалений, которые в свою очередь содержат много материала с микобактериями.

”Симптомами у больных открытой формой туберкулеза являются кашель на протяжении долгого времени, слабость, потеря аппетита и веса, и ночная потливость. При их появлении необходимо немедленно обратиться к врачу”, — посоветовал др Манфред Данилович. ”Конечно, тех, у кого есть больные среди близкого круга общения, или кто вступал с ними в контакт, тоже нужно проверять — даже, если у них отсутствуют явные признаки”.

По утверждению др Даниловича, на данный момент в группы риска заражения туберкулезом входят ВИЧ-позитивные, алко- и наркозависимые, а также люди с ослабленной иммунной системой — диабетики, люди после сложных операций, пациенты с другими тяжелыми заболеваниями, пенсионеры. В то же время мы видим, что заболевают, казалось бы, обычные, здоровые люди. Поэтому в Эстонии нет ни одного слоя общества, где туберкулез не возник бы.

С конца 90-х заболеваемость туберкулезом в Эстонии постепенно снижалась. Сейчас этот показатель находится на уровне среднего по Европе, но в 2,5 раза выше, чем, например, в Скандинавии. По-прежнему проблемой является большая доля пациентов с резистентностью к лекарствам, то есть плохо поддающихся лечению, причина чего кроется в несовершенной системе здравоохранения 1990-х. В Эстонии устойчивых к лекарствам больных насчитывается около 17-20% от общего числа, в то время как в Скандинавии этот показатель составляет 0,5-1%. Кроме того, даже это количество в прошлом году существенно уменьшилось.

В последние пару лет появились новые возможности для лечения осложненных случаев туберкулеза — после 45-летнего перерыва на рынок Европы вывели два абсолютно новых лекарства, которые в ходе клинических исследований показали хорошие результаты и при лечении множественной лекарственной устойчивости. С 2015-го года оба препарата доступны в Эстонии. Специалисты полны надежд, поскольку если они смогут затормозить развитие устойчивого к лекарствам туберкулеза, то это позволит и ограничить дальнейшее распространение болезни среди населения.

Поделиться
Комментарии