Старший научный сотрудник Таллиннского технического университета Альфред Эленурм берет портфель, запирает за собой дверь и не спеша спускается по лестнице. Он идет на работу. Вроде бы, в этом нет ничего необычного, но кандидату технических наук Эленурму — 93 года! Упоминая в разговоре своих 60-летних коллег, он доброжелательно называет их ”эти молоденькие мальчики”, пишет еженедельник Eesti Ekspress.

Альфред Эленурм — ценнейший специалист в своей области знаний (устройства с твердыми теплоносителями), а также соавтор нескольких запатентованных изобретений с труднопроизносимыми названиями. Ни у кого нет такого большого опыта в данной сфере, как у него. ”Я считаю, что даже в таком возрасте общение с коллегами обогащает информационное поле человека”, — рассуждает сын Альфреда Тийт Эленурм.

На столе — бутерброды с сыром и двумя аккуратно нарезанными кусочками копченой колбасы. Их господин Эленурм приготовил сам; морс подается из маленькой мензурки, как бы в шутку указывающей, что мы имеем дело с химиком.

Трудовой путь Альфреда Эленурма настолько долог, что первый рабочий опыт — в Банке Эстонии — приходится еще на времена Первой Республики. Будущий ученый начал работать там аж в мае 1940 года! В извещении о принятии на работу было написано: ”Настоящим с гордостью сообщаем, что Вы приняты на работу в банк на летний период в качестве практиканта. С почтением, БАНК ЭСТОНИИ”.

Работники преклонных лет — растущий тренд

Много ли в Эстонии других тружеников, способных припомнить те стародавние времена? ”При исследовании рабочей силы в Эстонии собираются данные лишь о лицах трудоспособного возраста, то есть о тех, кому на момент исследования было от 15 до 74 лет”, — поясняет ведущий статист-методист Департамента статистики Хейди Роозимяги.

По данным переписи населения и жилищного фонда 2011 года (REL2011), в Эстонии проживало 66 ”экономически активных” человек в возрасте 85 лет и старше.

Когда же наконец на заслуженный отдых?

По словам специалиста по персоналу тартуской клиники оплодотворения Elite Оливии Тульби, у них трудилась врачом-лаборантом доктор Пия-Астрид Отть, которой шел уже девятый десяток. Она — высококлассный специалист — была полна душевных сил до самого конца своей карьеры, но была вынуждена уменьшить нагрузку и не ходила на работу зимой во время гололеда. В прошлом году заслуженный врач почувствовала, что ввиду возраста она просто больше не в состоянии ходить на работу. Оливия Тульби говорит об этом с грустью и сожалением.
Erna Sepp

Вынужденный отказ от любимой работы — это удар и по самому работнику, особенно если он относился к своему делу жизни с любовью и страстью. 88-летняя исследователь вод Эрна Сепп вместе с супругом несколько лет назад переехала в южную Турцию — там хороший климат. Однако она и оттуда продолжает неустанно бороться через СМИ за качество питьевой воды для таллиннцев.

”Раньше существовали верхние возрастные границы. Однако вернее рассматривать не какие-то абсолютные цифры, а то, как человек справляется со своими рабочими обязанностями”, — говорит управляющая отделом развития трудовой занятости Министерства социальных дел Тэа Трейер.

В 2007 году Государственный суд признал ранее существовавшие возрастные ограничения противоречащими Конституции и недействительными.

Поделиться
Комментарии