Аудиторский комитет Eesti Energia представил совету и правлению предприятия документ, который освещает происшедшее более детально, пишет Eesti Päevaleht. На предприятии начали расследовать дело задним числом после того, как вместо Юри Кяо председателем совета Eesti Energia стал Эркки Раазуке и сменился руководитель аудиторского комитета.

Как известно, сменился и глава Eesti Energia, и вместо Сандора Лийве госпредприятие возглавил Хандо Суттер с новой командой. Задним числом проводят аудит процессов, в случае которых кажется, что что-то пошло не так. Это сделали в отношении финансового консультирования как завода масел, электростанции Аувере, попытки выйти на биржу, так и различных проектов предприятия.

По сведениям Eesti Päevaleht, первоначальные находки поражают: в просмотренной документации Eesti Energia контролерам бросился в глаза один конкретный человек — финансовый консультант Доминик Фрили, который работал на различные международные фирмы, однако во всех них считал Eesti Energia своим клиентом.

При сложении счета выяснилось, что в 2008-2014 годах в качестве как регулярной платы за консультации, так и платы за результат было выплачено примерно 10 миллионов евро.

Поднялись брови

Когда оказанные дорогостоящим консультантом услуги стали рассматривать подробно, брови поднялись еще выше.

Во-первых, в эту сумму входила консультация стоимостью более миллиона евро за неудавшуюся попытку вывести Eesti Energia на биржу, что тогдашнее руководство госпредприятия во главе с Сандором Лийве хотело сделать посреди 2009 года, то есть глубокого мирового экономического кризиса.

Во-вторых, Фрили также заплатили примерно 444 000 евро за сделку с американской Ютой. Учитывая нынешнюю ситуацию с проектом, деньги брошены на ветер.

Значительную часть остальной суммы составляет плата за консультацию по проекту в Иордании, который сейчас тоже в критической ситуации.

Стоит обратить внимание, что названные 10 миллионов выплачены, начиная с 2008 года. Однако Доминик Фрили фигурировал в качестве финансового консультанта Eesti Energia уже во время провалившейся в районе 2000 года сделки с NRG, когда едва избежали окончательной и бесповоротной продажи предприятия инвесторам из США.

Самое поразительное то, что госфирма никогда не организовывала конкурса на предоставление услуги финансового консультирования. В то же время Eesti Energia, начиная с 2008 года, выплачивала Фрили в рамках различных проектов в качестве постоянной платы до 68 000 евро в месяц, и постоянный договор прекратили только после ухода Сандора Лийве из Eesti Energia.

10 миллионов ждут

Разумеется, возникает вопрос: почему такие долгосрочные отношения и конкретно с этим человеком? Если речь идет о таком талантливом специалисте, то почему ни одна финансовая консультация не была удачной для Eesti Energia? Поскольку выплаченные за консультирование суммы очень велики, делили ли деньги с кем-то? Идет ли речь о небрежности прежнего руководства или о преступлении?

Но этим дело не ограничивается. По данным Eesti Päevaleht, Фрили ждут еще 10 миллионов евро после того, как будет закончена сделка Eesti Energia в Иордании. Эту сумму нужно выплатить вне зависимости от того, будет итог сделки положительным или отрицательным для Eesti Energia — то есть выйдут из проекта с прибылью или с убытком.

Более того, в случае сделки в Иордании Фрили сидит буквально на двух стульях, консультируя также YTL Power International, которой принадлежит 30% дочерней фирмы Eesti Energia — Enefit Jordan BV.

Так что финансовый консультант эстонской госфирмы одновременно служит интересам участвующего в этом же проекте частного предприятия. Такое положение вещей двусмысленно, если не прямо выглядит как конфликт интересов.

Сейчас уверены, что государство не потеряет деньги на проекте в Иордании, а получит доход. В ближайшее время планируется подписание кредитных договоров между правительством Иордании и китайскими банками, и это также является причиной того, что совет Eesti Energia не придал огласке происшедшее — фокус направлен, прежде всего, на успешное завершение проекта в Иордании.

Домиником Фрили дело не ограничивается. Для нынешних правления и совета Eesti Energia актуально еще множество вопросов. Например, почему строительство завода масел Eesti Energia обошлось не в 207 или 215 миллионов евро, которые совет в разное время утверждал, а в 270 миллионов евро?

По сведениям Eesti Päevaleht, и в отношении этой сделки аудиторский комитет представил отчет с "красной", то есть с самой высокой степенью риска. Завода, который бы работал, нет. Как и в случае Иордании, сейчас не ищут виновных, а запускают завод. Когда завод заработает, решат, чему научиться из этого отчета.

Поделиться
Комментарии