Добавлены следующие пункты:

1. Данным договором, без исключения, регулируются вопросы, касающиеся государственной границы.
2. Признается обоюдное отсутствие территориальных притязаний.

В 2005 году президент РФ Владимир Путин в последний момент остановил ратификацию рассматриваемого договора о границе между Россией и Эстонией. Точнее, был не один, а два договора — один касался сухопутной, а другой морской границы.

Причиной недовольства Путина стала добавленная при ратификации документа в Эстонии преамбула, которая подчеркивала важность Тартуского мирного договора.

Когда в прошлом году выяснилось, что Россия заинтересована в заключении пограничных договоров со всеми соседями, самым вероятным считалось добавление в документ пункта, который бы подчеркивал технический характер договора. Таким образом, должны были быть сняты все опасения относительно возможных косвенных последствий, связанных с подписанием договора.

Российская сторона против упоминания Тартуского мира, поскольку это может привести к территориальным претензиям. Эстонская сторона подчеркивала большую важность этого мирного договора поскольку, таким образом Россия признала бы независимость Эстонии. Если Тартуский мирный договор не будет упомянут, то предложение, подчеркивающее технический характер договора, снимает вопросы о двусмысленном трактовании, будто Эстония отказывается от принципа правовой преемственности.

Современная языковая политика Эстонии и другие важные вопросы опираются на мнение, что восстановившая в 1991 году независимость страна является правопреемником уничтоженного в 1940 году государства. Россия относилась к этому критически, рассматривая ЭР как новое государство, так же, как воспринимает другие постсоветские государства, такие, как Украина и Казахстан.

Добавленные в документ два предложения, которые подчеркивают отсутствие территориальных претензий, а также то, что договор рассматривает пролегание границы, должны стать приемлемым для обеих сторон компромиссом.

Если договор о границе будет подписан, то его придется поддержать в парламентах обоих государств. Если Путин будет согласен с договором, то в Государственной думе РФ проблем возникнуть не должно. А вот от Рийгикогу можно ожидать сюрпризов. Ситуация особенно чувствительна для Союза Отечества и Res Publica, поскольку в партии есть целый ряд политиков, которые относятся к договору критически. В частности, министр сельского хозяйства Хелир-Вальдор Сеэдер, а также депутат Рийгикогу Андрес Херкель.

Поделиться
Комментарии