Кремер: Скажите, как в Эстонии реагируют на визит Барака Обамы, как реагируют на ситуацию в Украине?

Сытник: Несомненно, визит Барака Обамы в Эстонию – это очень важное событие, которое, с одной стороны, свалилось нам на голову достаточно неожиданно – всего лишь две недели назад мы узнали о его визите. Но, с другой стороны, это, несомненно, дает уверенность в том, что НАТО – наш союзник и партнер и сдерживает свои обещания. Поэтому этот визит очень символичен, именно исходя из того, какая сейчас непростая ситуация в Европе и в Украине. Конечно же, за тем, что происходит в Украине, мы следим очень пристально, поэтому все те высказывания, которые были сегодня сделаны и Бараком Обамой, и нашими лидерами, отражают ту официальную позицию, которая у нас есть.

Лобков: Ольга, был ли какой-то разговор, ведь предстоит саммит ЕС в эту пятницу, о дополнительных санкциях в адрес России? Насколько нам известно, страны раскололись. Например, такие страны, как Венгрия, Словакия и Чехия против введения дополнительных санкций, а страны балтийские настаивают на введении дополнительного пакета санкций. Был ли разговор о введении дополнительных санкций и о том, что Эстония будет делать в этом смысле?

Сытник: Европейский союз на прошлой неделе договорился, что течение недели должен быть подготовлен новый пакет санкций. Конечно же, Эстония поддерживает эти санкции так же, как и США вводит определенные меры. В общем-то, здесь позиция США и Эстонии совпадает в том, что санкции должны быть, они должны быть более глубокие. Проблема Европейского союза в том, что процесс согласования этих санкций среди стран-участниц берет гораздо больше времени, чем это нужно для США. Поэтому, конечно же, Эстония будет и в НАТО, и в Европейском союзе стоять за то, что эти санкции вводились как можно быстрее.

Кремер: Вы говорите, прежде всего, про официальную позицию Эстонии. А существует ли в обществе какая-то дискуссия по поводу вводимых санкций, по поводу ситуации на Украине или все общество относится единогласно?

Сытник: Нет, конечно же, общество абсолютно не гомогенно. Есть различные мнения о том, что происходит.

Кремер: Какие?

Сытник: Они очень полярные. Если мы говорим о русскоязычном населении, которое находится в поле влияния российского медиа, то мнения здесь будут от стенки до стенки. Конечно же, очень многие не поддерживают санкции, поддерживают то, что Россия делает сейчас со своим соседом. В принципе, есть различные мнения, дискуссия ведется очень живая. Но официальная позиция, как я уже выразилась, такова, что санкции поддерживаются.

Мы хотим, чтобы базы НАТО в Эстонии были на постоянной основе, а не так, как сейчас, на временной. Сегодня об этом тоже говорилось, о том, что, возможно, в базе Эмари, в военно-воздушной базе будет определенный тренировочный центр как для военнослужащих США, так и для союзников и партнеров в Европе.

Лобков: Вообще Эстония чувствует какую-то опасность со стороны России или пользуется ситуацией геополитической для того, чтобы в условиях, когда в стране нет лишних денег, усилить свою армию, усилить обороноспособность за счет НАТО, за счет США, поскольку сейчас американцы готовы, как сказал Обама, укреплять обороноспособность Грузии, Молдавии и стран Балтии?

Сытник: Эстония – одна из немногих стран, которая выполняет свои обязательства перед альянсом, 2% ВВП идет на нужды нашей армии, в отличие от других стран, которые, к сожалению, в последнее время не выполняют свои обязательства. Поэтому здесь говорить о том, что мы хотим воспользоваться ситуацией, не совсем правильно.

Ситуация на самом деле очень напряженная, мы видим, что Россия, к сожалению, может очень агрессивно поступать со своими соседями. А так как мы находимся в непосредственной близости к вам, то есть шанс, что такое может повториться в какой-либо другой стране, которая граничит с Россией. Определенная напряженность чувствуется, но мы сегодня получили достаточно сильный сигнал от президента Обамы, что США в любом случае придут на выручку в наш регион, если такая выручка потребуется, будут развивать и дальше укреплять те военные силы, которые есть в Европе.

Лобков: А что там планируется? У Эстонии очень хорошее стратегическое положение, там была замечательная советская база в Палдиски, где глубоководные, противолодочные крейсеры базировались. Хорошая военно-морская инфраструктура осталась после Советского союза. Будет ли она использоваться силами НАТО теперь? Усилится ли там присутствие американских кораблей, будут ли они там базироваться?

Сытник: Насколько я знаю, корабли альянса уже стали более активно посещать наши воды, также в Черном море увеличилось их количество. Насчет конкретно Палдиски я не могу вам сказать. Сегодня была речь, в первую очередь, о базе в Эмари. Но план находится еще в разработке, поэтому всех карт сегодня не было раскрыто, но я думаю, что очень скоро, особенно после завтрашней встречи в Уэльсе, мы будем знать больше, знать мнение и других стран. Понятно, что Латвия, Литва и Эстония имеют достаточно схожую позицию вместе с Польшей.

Лобков: То есть вы будете заниматься, скажем так, на пятничной сессии Евросоюза все бывшие республики советской Прибалтики будут занимать правый фланг, скорее, по вопросу о санкциях, правильно ли я понимаю?

Сытник: Да, конечно. Если под «правым» вы имеете в виду то, что их должно быть больше, и то, что они должны внедряться быстрее, то я думаю, что да.

Поделиться
Комментарии