В прошлом году Эстония получила в общем 155 ходатайств о предоставлении убежища. Удовлетворено было каждое третье. Этот показатель делает нас самой закрытой страной в Европе. Даже к нашим ближайшим соседям пытается попасть больше людей. В Латвии в прошлом году было подано 375, а в Литве 440 ходатайств об убежище, не говоря уже о Финляндии, где пожелали остаться 3625 человек, пишет Eesti Ekspress.

На бумаге все хорошо. В 1997 году Эстония присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев. Один из основных ее принципов состоит в том, что беженца нельзя наказывать за въезд в государство или пребывание в нем без разрешения, если он без промедления сообщает о себе в ведомство и обосновывает въезд или пребывание в стране без разрешения. В таком случае начинается производство о предоставлении убежища.

Хейссен и Насер честно сказали пограничникам, что дома они покинули по экономическим причинам, поводом же для отъезда из России стало нечто другое. "Лицо объясняет отъезд из России тем, что там нет прав человека", - говорится в постановлении суда. Несмотря на это, тартуский судья Танель Саар выдал разрешение на то, чтобы задержать молодых людей на два месяца.

Для эстонских властей Хейссен и Насер были не беженцами, а нарушителями границы.

"Во время производства о предоставлении убежища следует оценивать опасность, которая сопутствует возвращению на родину. Если бы он вернулся обратно в Судан, его бы притесняли?" - говорит руководитель службы Департамента полиции и погранохраны Тоомас Куузе. В случае с молодыми суданцами такой опасности не увидели. Их доставили в Харкуский центр депортации ждать дня суда.

Возможность ходатайствовать об убежище у них появилась лишь через две недели, но тогда уже было поздно. Вместо убежища прокурор Кюлли Зимм предложила им соглашение: принимаете наказание (четыре месяца тюремного заключения с трехлетним испытательным сроком) и попадаете обратно на родину. К тому же с каждого востребовали 610 евро за производство.

Защищавшая молодых людей Моника Сильвет, юрист Эстонского центра по правам человека, нашла в деле достаточно противоречий для того, чтобы оспорить решение в окружном суде. По ее оценке, государство совершило по отношению к суданцам несправедливость, нарушило конституцию и не выполнило международные обязательства.

Сильвет отметила, что ко времени объявления решения суда производство о предоставлении суданцам убежища уже началось. Их допросили и отправили из Харку в центр Вао. "Так как конвенция применяется в отношении находящихся в том числе в Эстонии беженцев и ходатаев об убежище, то нельзя принимать в отношении апеллянтов наказание за незаконный въезд или пребывание в стране", - отметила она в апелляции.

Тем не менее окружной суд счел, что суданцы виновны в нарушении границы. Присяжный адвокат Aivar Pilve büroo Аннели Ааб подала кассационную жалобу в государственный суд. Ааб подчеркнула, что в Эстонии нет вообще никакой практики на уровне государственного суда в вопросе применения Конвенции о статусе беженцев внутри государства. Однако госсуд не взял дело в производство.

По сравнению с 2008 годом, когда Эстония присоединилась к Шенгенскому визовому пространству, количество случаев незаконного пересечения границы увеличилось в пять раз. В то же время участились случаи, когда иностранец переходит границу и сам находит пограничника, чтобы попросить об убежище. В таком случае государство обязано начинать производство о предоставлении убежища.

Поделиться
Комментарии