24-летний Альмонзер Эскандар — обычный студент Таллиннского университета. Он занимается своими делами, за спиной — рюкзак, в руках — планшет. С другой стороны, он отличается от других: он жив, потому что он здесь.

Еще в августе Эскандар пребывал у себя на родине — в сирийском портовом городе Латакия. Потенциальная жертва войны, как и каждое гражданское лицо в Сирии.
”Это безумие длится в Сирии уже пять лет. Это наша жизнь. Мне и самому до сих пор не верится, что это наша жизнь”, — поведал Эскандар — студент по обмену Эразмус факультета инфотехнологии Таллиннского университета.

Каким путем он прибыл в Эстонию?
Латакия находится в западной части страны, этот регион контролируют правительственные войска. Хотя там и ”относительно спокойно”, нужно всегда быть готовым к бомбежкам. ”Я ходил на экзамены, и пули свистели у меня над головой. Мой папа недавно рассказал, как бомбили рядом с его рабочим местом, и пострадали два верхних этажа их здания”, — поделился студент.

По сирийским законам все молодые люди, кто не учится, должны идти в армию. Делают, конечно исключения, например, для единственных сыновей в семье. Эскандар не хотел идти в армию. ”Армия, война — это не для меня, я не хочу никаким образом в этом участвовать”, — заявил он.

В армию в Сирии вербуют все агрессивнее. Мужчинам раз в год приходится ходить и подтверждать, что они учатся. Пойти в армию — это попасть на фронт, на обучение времени не тратят.

”Часть мужчин все же вынуждены идти в армию, чтобы заработать денег и содержать семью. Другие же решают покинуть страну, иначе их в принудительном порядке заберут в армию”, — сказал Эскандар.

В 2014 году молодой человек окончил университет в Латакии по специальности, связанной с компьютерами. Поскольку он не смог продолжить обучение в сфере инфотехнологий, решил получать магистерскую степень в сфере бизнеса. ”Потом начал искать зарубежные стипендии. Среди других мне приглянулась программа обучения в Таллиннском университете ”Взаимодействие человека и компьютера”. Она мне показалась наиболее интересной, так как соединяла мои интерес к инфотехнологиям и к социальным наукам. На эту специальность предлагали стипендию Эразмус от ЕС, и я подал заявку. В мае 2015 года получил ответ: меня приняли”.

Вид на жительство в Эстонии у молодого человека — до июня.

У Эскандара есть родители и младший брат. Мать — медсестра, отец — бухгалтер. ”Они простые люди, сосредоточенные на выживании”.

Покинуть страну родители не планируют. ”Они не хотят уезжать. Куда они пойдут? Им обоим уже под 50. Это для них невозможно, даже в материальном плане. Для этого нужно очень много денег”, — объяснил Эскандар. Он ежедневно общается с родителями по интернету. ”Они держат за меня кулаки. Это большое счастье, что я смог продолжить учебу в университете”, — поделился он. ”В Сирии часто говорят: относись к своим родителям хорошо, ведь, возможно, ты их видишь в последний раз”.

Жизненно опасное бегство

Эскандар не завидует доле сирийских беженцев. Путь в Европу пролегает через Ливан. Попасть туда не проблема, но жизнь там очень дорогая. Далее бегут в Турцию, в приморский город Измир, а там — выход в Средиземное море. ”Тебя хватают контрабандисты и, требуя нереальных денег, выдают резиновую лодку. Хотя она и рассчитана на 20 человек, в нее усаживаются 45. Один из беженцев управляет лодкой. Контрабандисты этим не занимаются”, — рассказал Эскандар.

А какие есть альтернативы у простого человека? ”Я ужасно боюсь ИГИЛ. То, что они делают, наводит ужас. Нормальный человек не может это понять умом. Я и мы, сирийцы, действительно боимся их. Потому люди и бегут”, — поделился молодой человек.

”ИГИЛ не нравится, что Европа принимает беженцев. Оно хочет иметь этот человеческий ресурс в рядах армии. Потому они и атакуют европейские города, чтобы настроить людей против беженцев”, — полагает Эскандар.

Жизнь в Латакии — сплошные вызовы. ”Стоит учитывать, что местами нет электричества и отопления, а столбик термометра зимой опускается до нуля. Порой нет воды. И интернета тоже нет. Цены на бензин и лекарства повышаются. Иногда мне кажется, что эти трудности возникают для того, чтобы люди забыли войну”, — размышляет он.

Чтобы сбежать из страны — нужны деньги. А денег у людей нет. Зарплаты остались теми же, многие потеряли рабочие места, цены невероятно выросли. ”Если ты молод, и у тебя есть мечты, ты не можешь сейчас находиться в этой стране. Это место убьет твои мечты”.

Поделиться
Комментарии