Пациентка семейного врача Рийны Нийбо, всю жизнь проработавшая педагогом, была шокирована, когда увидела свою историю болезни, пишет Eesti Ekspress. По документам, у пожилой дамы были невротические расстройства, с диагнозами F41 и F48. Вдобавок полиартроз. Медицинские документы с подписью и печатями семейного врача показывали, что женщина с 2006 года регулярно принимала сильные обезболивающие, таблетки Xanax и капли Valocordin–Diazepam. Последние два — успокоительные-снотворные, которые при длительном употреблении вызывают как физическую, так и психическую зависимость.

Достигшая пенсионного возраста дама заверяет, что не видела и не употребляла ни одно из этих лекарств. Ее нервы в порядке. "Я в жизни, да и в школе, даже не повысила голос ни на одного ребенка", — говорит она.

О своем "диагнозе" женщина узнала случайно. В 2013 году она готовилась поехать в гости к родственникам в США. Она прочитала о так называемом "синдроме туриста" — что при густой крови во время длительного перелета может возникнуть угроза возникновения тромбов. Чтобы предотвратить это, женщина решила сделать анализ крови у семейного врача. И на всякий случай попросить список всех выписанных ей рецептурных лекарств. Эта мысль возникла не на пустом месте. Она слышала, что одной ее знакомой, пациентке этого же семейного врача, годами выписывали успокоительные, а та об этом ничего не знала.

Когда семейный врач дал ей список лекарств, женщина была потрясена. С 2006 года на бланках была расписана поддельная история болезни — в общей сложности 29 лживых утверждений. По бумагам, в результате многолетнего приема успокоительных дама уже должна была страдать зависимостью от лекарств.

Педагог была настолько шокирована заочно поставленным диагнозом, что отменила поездку в США, "Я боялась, что они не пропустят сумасшедшую через границу, и я не поехала".

Она стала выяснять, кто и почему так страшно злоупотреблял ее личными данными. Вдобавок, она чувствовала небольшой стыд, потому что все эти данные известны Больничной кассе и доступны на портале э-здоровья. К какому бы врачу она ни обратилась, они знали, что имеют дело с нервнобольной!

Врач не видит проблемы

В беседе с Eesti Ekspress семейный врач Рийна Нийбо выражает удивление: зачем говорить о таком старом деле? Она говорит, что не имеет никакого отношения к этим рецептам — несмотря на то, что на документах стоит ее имя.

"Мой помощник Валдур злоупотреблял моим доверием и выписывал двум людям без их ведома рецепты на сильные успокоительные и снотворное", — призналась Нийбо. На вопрос, почему Нийбо не оповестила о мошенничестве Департамент здоровья, она отвечает: "Знаете, Валдура бы посадили, привлекли бы к уголовной ответственности. Я не желала ему этого. Он уволился по собственному желанию". Чтобы обезопасить себя, врач заставила помощника написать объяснительную. В ней сказано: "Работая у семейного врача Рийны Нийбо, я выписывал без ее ведома и используя дигитальную подпись пациентам /-/ и /-/ с 2007 по 2013 год лекарства /-/. Лекарства я выписывал, не информируя об этом пациентов".

Нийбо не смогла ответить на вопрос, кто в конечном итоге отвечает за злоупотребление личными данными пациента. В действительности помощник семейного врача не имел права выписывать рецепты. В Эстонии выписывать лекарства могут только имеющие право оказывать медицинские услуги в ЭР врачи, стоматологи и акушеры для амбулаторного лечения находящихся у них на лечении пациентов.

"Речь идет о явном нарушении правового акта, — говорит руководитель службы медицинского оборудования Больничной кассы Эрки Лайдмяэ. — От этого не защищает ни одно техническое решение, однако, в отличие от бумажных рецептов, благодаря дигитальным рецептам такие злоупотребления начали всплывать наружу".

Дилемма пациента

Но куда пошли те лекарства, для кого Валдур их выписывал?

Пенсионерка сама поиграла в детектива, потому что боялась, что медики займут круговую оборону и будут отрицать произошедшее. Она узнала, что один из тех, для кого Валдур выписывал лекарства, мужчина в возрасте 50-60 лет, также пациент Рийны Нийбо (имя редакции известно).

Дама попросила мужчину написать, что произошло.

10 сентября 2013 года мужчина написал в объяснительной: "Он /Валдур/ выписал мне лекарство Xanax, мол, может быть, оно поможет, но, к сожалению, не помогло. Я попробовал еще раз, но оно не подошло мне. Мое состояние улучшали капли Valocordin. Так как лекарства нельзя было выписать на мое имя, Валдур выписал их на имя /---/. Он дал мне личный код /---/, и я выкупал лекарства в аптеках в Тапа".

Мужчина объясняет Eesti Ekspress, что у него была дилемма — получать лекарства через фельдшера или страдать в ожидании врача. Поскольку семейный врач частично работал в Финляндии, о его здоровье заботился, скорее, фельдшер Валдур.

"Он просто хороший человек. Я не понимаю нашу медицину — семейный врач не выписал мне эти лекарства. Что я должен был делать? Ведь здоровье — дело только нас самих", — говорит мужчина.

Не мучила ли его совесть, что данными о здоровье другого человека злоупотребляли?

"Это меня, разумеется, беспокоило", — признал мужчина, который сейчас работает в должности, которая предполагает корректность и честность.

Генеральный директор Департамента лекарственных средств Кристин Раудсепп считает, что выписывание лекарств наугад опасно. "Смысл классификации лекарств как рецептурных и состоит в том, что лечение проходит только по назначению врача и под его надзором".

В начале 2010 года в Эстонии начали переходить на дигитальные рецепты, с 2011 года история своих рецептов доступна всем. Но кому приходило в голову просить у семейного врача список своих рецептурных лекарств? Возможность напасть на след такого мошенничества есть только у самих пациентов.

Статью полностью читайте в Eesti Ekspress.

Поделиться
Комментарии