Специальная комиссия Рийгикогу, расследовавшая возможную перевозку оружия на пароме ”Эстония”, составила заключительный доклад в 2006 году.

При составления рапорта заслушали 56 представителей различных спецведомств. Сегодня, взглянув на список опрошенных, возникает вопрос: могли ли некоторые из опрошенных свидетелей соврать комиссии или чего-то ей не рассказать?

Этим вопросом задается в публикации газета Eesti Päevaleht, поскольку в рамках составления рапорта был заслушан и обвиненный в государственной измене бывший высокопоставленный чиновник Херманн Симм.

Во время составления доклада, в 2005 году, Херманн Симм возглавлял отдел безопасности Министерства обороны Эстонии. Тогдашние показания Симма сейчас читать жутко. Ведь после того, как бывшему чиновнику было предъявлено обвинение в госизмене, он признался, что через его руки прошли десятки тысяч документов, с которыми он "делал то, что надо".

Также свои показания давал Сергей Быстров, сотрудник Департамента информации, которого в мае этого года взяли под стражу. Быстрова подозревают в коррупции и разглашении гостайны.
Во время составления рапорта, он был начальником второго подразделения Кайтселийта. Второй, или разведывательный, отдел занимался военной разведкой.

В 2006 году газета Eesti Päevaleht писала, ссылаясь на заключение комиссии по расследованию обстоятельств гибели парома "Эстония", что на пароме 14 и 20 сентября 1994 года перевозили военную технику и перевозки осуществляла шведская военная разведка MUST.

Комиссия пришла к заключению, что Эстония могла приобрести если не до 1994, то, по крайней мере, до 1991-1992 годов российское военное спецснаряжение или высокие технологии, которые представляли огромный интерес для спецслужб разных государств. У комиссии есть основания заключить, что перевозка подобного рода товаров в 1994 году осуществлялась преимущественно через Эстонское государство.

Комиссия установила, что госучреждения Эстонии и должностные лица не были осведомлены о паромной перевозке военной техники в Швецию. По данным комиссии, госучреждения получили подтверждения о факте перевозки лишь в январе 2005 года, когда представители шведских спецслужб поставили в известность департамент информации.

Однако, по словам бывшего главы MUSTа генерала-майора Эрика Розандера, с кем встречалась комиссия в Швеции, информация о перевозке оружия была получена шведскими спецслужбами от ”представителя эстонской стороны”, а шведы лишь обеспечили разрешение вопросов логистики и транспортировки. Как утверждается, шведы направили эстонской стороне записку с деталями осуществления перевозки. Кому была отправлена записка комиссия не смогла установить, а также найти подтверждение тому, что кто-то из должностных лиц мог бы знать о перевозке или подтвердить информацию Эрика Розандера.

В случае с упомянутой перевозкой, дело не касалось совместной эстоно-шведской секретной операции спецслужб. Комиссия нашла, что в этом деле Швеция осуществляла секретную операцию на территории Эстонии без ведома последней.

Поделиться
Комментарии