Руководителю службы безопасности Ильвеса Прийту Альтмяэ не нравились планы президента. Пик насилия Бронзовой ночи лишь совсем недавно пошел на спад, но глава государства, напряженный и опустошенный телефонными разговорами, все же захотел покинуть Кадриорг и поехать в центр города. Он хотел своими глазами посмотреть на разоренные улицы Таллинна.
Pildid tegi presidenti tol ööl saatnud meeskond.

/…/

Руководитель службы безопасности решил сначала сам проехаться по разрушенным улицам. Информация о ситуации у охраны была: они получали ее по радио из полицейского центра управления в старом здании фабрики ”Калев”. Альтмяэ посчитал, что будет правильным, если он на всякий случай сначала сам отправится на разведку.

Лишь поле трех часов ночи он смог дать добро на эту ознакомительную поездку. Но, само собой, не на том автомобиле с президентским флажком, на котором глава государства ездит обычно. Так, Тоомас Хендрик Ильвес погрузился на заднее сидение BMW X5 с отличительными знаками службы безопасности, Альтмяэ сел рядом с ним, а на первом сидении расположился еще один охранник. На всякий случай их сопровождала еще одна машина.

Автомобиль Ильвеса сделал по центру города несколько кругов. То, что там находился президент, не афишировалось. Движение на Тынисмяги было перекрыто, но сопровождающая Ильвеса команда представилась полицейскими, служащими отдела личной охраны, и машина проехала к зданию Национальной библиотеки.
Pildid tegi presidenti tol ööl saatnud meeskond.

/…/
Картина открывалась печальная. Разбитые витрины, полные улицы выброшенного из магазинов и разбитого товара действовали удручающе. Разгромленные киоски и автобусные остановки.

Президентская охрана пришла от увиденного в замешательство. Еще прошлым утром никто из них не мог и подумать, что в Таллинне произойдут беспорядки и вандализм такого масштаба. Не только они испытывали удивление: то, что ситуация вышла из-под контроля, сильно поразило как правительство, так и ближайших советников президента.
Pildid tegi presidenti tol ööl saatnud meeskond.

В начале улицы Татари полицейской лентой было ограждено место убийства Дмитрия Ганина — одного из участников беспорядков. Когда президент Ильвес прибыл на место, там уже работали криминалисты. Вокруг было довольно тихо. В карманах получившего колотые раны Ганина и второго найденного там же потерпевшего были обнаружены предметы с ценниками из киоска на Пярнуском шоссе.

Около пяти часов утра рабочие демонтировали фигуру бронзового солдата и с помощью крана погрузили ее в кузов. В это время президент Ильвес вместе со свой охраной находился буквально на расстоянии вытянутой руки и давно не видевшими сна глазами следил за происходящим.

/…/

Торжественное открытие монумента на Тынисмяги в Таллинне состоялось 22 сентября 1947 года. Автором двухметровой бронзовой фигуры в солдатском мундире был скульптор Энн Рооз, а прототипом кудрявого ”Алеши” мог стать столяр Альберт Адамсон.

Под официальным названием ”Монумент освободителям Таллинна” он на протяжении десятилетий выполнял роль так называемого представительского монумента столицы одной из союзных республик. В 1964 году у монумента установили ”вечный огонь”, и еще в 1980-е столичные школьники должны были в принудительном порядке, вооружившись бутафорскими ружьями и одевшись в военном стиле, нести на Тынисмяги вахту памяти.

После восстановления независимости Эстонии Бронзовый солдат в течение многих лет притягивал довольно мало внимания общественности. Время от времени случались дискуссии относительно его дальнейшей судьбы.

/…/

Накануне 9 мая 2005 года провокаторы облили монумент красной краской, а традиционное мероприятие у памятника в том году имело более явный политический окрас. Следующей весной между противниками и сторонниками возникла серьезная конфронтация. Последние создали движение ”Ночной дозор”, лидером которого являлся фотограф Владимир Студенецкий. В марте 2007 года он умер, после чего у движения не было определенного лидера.

26 мая 2006 года министр внутренних дел Калле Лаанет запретил проводить вокруг монумента любые демонстрации и общественные собрания. Была установлена круглосуточная полицейская охрана.

В мае 2006 года премьер-министру Андрусу Ансипу из Тарту позвонил поэт Хандо Руннель, которого политик очень уважал. Ситуация вокруг монумента освещалось также телевидением, и Руннель чувствовал себя оскорбленным: как случилось, что в сердце столицы Эстонии находится место, куда нельзя прийти с эстонским флагом?

В конце мая Ансип впервые публично высказался на тему того, что Бронзового солдата необходимо убрать с Тынисмяги.

Тогдашний соцдем Тоомас Хендрик Ильвес не принадлежал к числу энтузиастов переноса памятника. В его партии придерживались позиции, что Бронзового солдата возможно переосмыслить, изменить его значение.

/…/

24 февраля 2007 года Тоомас Тендрик Ильвес выступил со своей первой президентской речью по случаю годовщины Республики. Тогда он сказал перед аудиторией, собравшейся в зале театра Ванемуйне в Тарту: ”Наивно спрашивать, что подумает о нас Европа в связи с одним бронзовым монументом. Целесообразнее было бы спросить: что делает в Европе Эстония? Давайте лучше найдем ответ на этот более важный вопрос”.

(Прим.ред. — фотографии сделаны командой Ильвеса, сопровождавшей его в ту ночь в поездке по городу).

Поделиться
Комментарии