В ваших руках власть. Что будете с ней делать?

За последние недели в ходе дискуссий внутри партии выяснилось немало вещей, которые нужно было бы сделать как внутри партии, так и в более широком смысле в государственном управлении. Я думаю, что большинство тех предложений, которые касаются изменения внутренних структур управления СДЭ, получили поддержку со стороны большинства членов партии, так что на следующем собрании правления мы обязательно обсудим, как их провести в жизнь. Что касается очень интересующую общественность темы правительства, то, как я сказал в своей речи, по моей оценке, следует отстаивать масштабные дела, т.е. эти масштабные дела делать. После того, как IRL изберет нового председателя, нужно будет посмотреть на коалиционный договор свежим взглядом. Естественно, и для меня существуют пункты и принципы, из которых этот процесс мог бы исходить. Ясно то, что внутри партии мы не успели это досконально обсудить. Теперь, когда я имею мандат председателя, в течение следующих двух недель нужно будет заниматься сбором различных мнений внутри партии, их обсуждением и, исходя из этого, после 6 июня обсуждать с партнерами по коалиции, что делать дальше.

Генеральный секретарь Партии реформ Мартин Кукк сразу после новости о том, что вас избрали, написал, что если той переменой, которую вы хотите продвинуть, является прекращение предоставления образования на эстонском языке в русскоязычных школах, то этого не произойдет. Что вы на это скажете?

Если бы Мартин Кукк сподобился прочесть то, что я говорил в последние несколько недель, то стратегическими вопросами, на которые я обращал внимание, были региональная политика, налоговое бремя для людей, зарабатывающих меньше средней зарплаты, демократический пакет и инвестиции в образование. Эти крупные цели затрагивают не эстоноязычных или русскоязычных жителей по отдельности, а касаются всего будущего Эстонии. В вопросах сферы интеграции мы в прошлом правительстве вместе с Партией реформ уже достаточно много сделали, и довольно много важных идей содержится и в нынешнем коалиционном договоре правительства. В объеме того мандата, который дан правительству, эти темы достаточно хорошо реализованы. Что же касается перехода русскоязычных гимназий на частичное обучение на эстонском языке, то и этот вопрос на самом деле находится в сфере компетенции министра образования, и он должен предложить план со своей стороны.

То есть вы не станете открывать коалиционный договор в части вопроса русскоязычного образования?

Если посмотреть на те темы, которые освещались в ходе коалиционных переговоров, то там много тех, которые мы считаем важными.

В вопросах сферы образования я по-прежнему придерживаюсь мнения, что тот план, который я предложил в качестве министра образования, чтобы с одной стороны обеспечить качественное предметное образование в гимназиях, а с другой - обучение эстонскому языку на хорошем уровне, является хорошим планом, и социал-демократы в целом считают, что это хороший план. Если у партнера по коалиции или нынешнего министра образования другое мнение по поводу того, как это сделать, то мы, конечно, открыты для обсуждения. Я говорил Юргену Лиги, что надеюсь, что он найдет к этому конструктивный подход. Следующий шаг - за министром образования, так как, насколько известно, несколько таллиннских школ ходатайствовало об исключениях, а министр образования до сих пор не представил их кабинету правительства.

Что будет, если другие партнеры по коалиции скажут вам, что не станут открывать коалиционный договор [для переговоров] и все?

Они такого точно не скажут. То, что коалиционный договор пересматривают после внутрипартийных изменений, совершенно нормальный процесс. У нас привыкли, что коалиционный договор заключают один раз на четыре года, и после этого его трогать нельзя. Все, что не нашло отражения в коалиционном договоре, просто не делается, так как этого в договоре нет. Обычно партнеры понимают, что коалиционный договор является принципиальной политической договоренностью, которая представляет основу для сотрудничества. При изменении ситуации как внутри партий, так и в обществе, разумно снова на него взглянуть.

Другие коалиционные партии боятся, что вы начнете теперь просто рушить правительство. Они правы?

Я четко говорил, что партия должна быть в правительстве. Я считаю, что в течение следующих четырех лет будут появляться различные новые возможности по созданию правительства, и к таким случаям социал-демократы должны быть готовы, в том числе и принимать участие в качестве партнеров по власти в других коалициях.

С Центристской партией вы готовы вступить в коалицию?

Вообще Центристская партия во многих принципиальных вопросах с нами сходится, в первую очередь в социал-экономических темах. Сотрудничество на этой базе несомненно вполне возможно. Время покажет, возможно ли будет в какой-то перспективе создать коалицию с Центристской партией и какой-то другой партией, так как на двоих у нас недостаточно голосов.

Есть ли какая-либо партия, с которой вы не готовы сотрудничать?

По состоянию на сегодняшний день действительно выглядит так, что сотрудничество с рамках правительства с EKRE для социал-демократов является невозможным, так как их мировоззрение представляет совершенно иную Эстонию, чем та, которую видят соцдемы.

Поделиться
Комментарии