"В речи президента надо отметить, во первых, что она много времени уделила, что называется, повседневной политике /päevapoliitika, она не говорила о каких-то глобальных вещах. С другой стороны, в рамках обсуждения этой повседневной политики, она сказала, казалось бы, позитивные слова в начале речи — о том, что наше общество едино, что мы не должны обращать внимания на цвет кожи, акцент и т.д. При этом Керсти Кальюлайд хорошо и позитивно отметила, что наше общество должно существовать без приказов и запретов, и тут же через несколько предложений она говорила о том, что нет, Эстония должна продолжать свою требовательную политику гражданства, говорила о том, что нашей стране следует делать, а что не стоит делать. И поэтому для меня большой вопрос, как президент может себе настолько противоречить в одной речи", — сказала Иванова.

"Вообще, речь была длинная, но, на мой взгляд, по существу каких-то глобальных вещей сказано не было. Опять говорилось о том, что мы являемся равным партнером для наших северных соседей, что, на взгляд главы государства, Эстония себя часто недооценивает как партнера. С другой стороны, президент похвалила школы, похвалила систему образования, похвалила учителей, что было, конечно, приятно. Я думаю, в первую очередь, приятно должно быть самим учителям", — добавила она.

- Тебя не удивило, что Россию президент упомянула лишь вскользь, и в то же время довольно изящной формулировкой что-то вроде, что ”есть один сосед, который десятилетиями доставлял нам разочарования”?

- Она скорее указала, что не стоит агрессивно реагировать в случае, если сосед вновь нам доставляет какие-то неудобства. Да, меня это удивило, я ждала другого. Но это было правильное, и как мне кажется, взвешенное решение — сказать о том, что соседей не выбирают. Наконец-то это понимание стало приходить к нашим политикам… Однозначно удивило, но было грамотно сказано.

- А в целом что бы ты еще отметила?

- По сравнению с прошлым годом, когда Керсти Кальюлайд впервые выступала с такой речью, она несомненно стала более уверенной и самоуверенной. В речи вновь было много уделено места заботе, заботливости и внимательности к друг другу, но в то же время в зале, пока мы стояли, человек упал в обморок. Через некоторое время эту женщину увезли медики на каталке (в общей сложности в Эстонском Национальном музее во время приема помощь врачей понадобилась трем гостям, — прим.редакции).

Словом, приглашать людей на каблуках, в вечерних платьях в помещение, где сесть почти негде — это по меньшей мере невнимательно. Более полутора часов многие простояли на ногах, ведь лавок — а это были такие простые деревянные скамьи в индейском стиле, — всем не хватало. Выглядит ужасно, в общем.

А фильм, который показали после речи президента, был каким-то непонятным, картинка визуально оставила депрессивные впечатления. Это, мягко говоря, не совсем то, что мы ожидали на столетний юбилей, особенно вспоминая все те скандалы вокруг заказа этого представления у театра NO99.

Поделиться
Комментарии