Если программа сетизации больниц вступит в силу так, как сейчас планируется, все уездные детские врачи закроют двери своих кабинетов, пишет Eesti Päevaleht. По всей Эстонии педиатры продолжат работать только в больших городах: Таллинне, Пярну, Тарту и Кохтла-Ярве.

Что это означает, например, для детей Сааремаа? Прежде всего долгую поездку, потому что ближайший детский врач остался бы в Пярну. Или тогда родителю пришлось бы ехать с больным ребенком в Таллинн. Это в лучшем случае означает поездку в порт, сидение в очереди на паром, полчаса пути по морю и потом еще час на автомобиле до Пярну. Поездка в Таллинн занимает по меньшей мере три с половиной часа. Такая долгая поездка на автобусе изнурительна для больного ребенка, поэтому автомобиль становится необходимостью для семьи.

Почему нужна эта реформа? По сообщению Больничной кассы, в случае специальностей "с низким спросом, но высокой спецификой" важно взвесить, насколько целесообразно предоставлять их в каждой уездной больнице. "Нужно взвесить, получает ли в больнице специалист узкой сферы достаточную профессиональную нагрузку и необходимые для профессионального развития вызовы, чтобы и в долгосрочной перспективе сохранять свою квалификацию и обеспечивать качественное лечение, и является ли разумной инвестицией приобретенная дорогая аппаратура, которая используется очень редко", — поясняет руководитель по связям с общественностью Больничной кассы Катрин Романенков. По их оценке, работу педиатра уездной больницы могут взять на себя семейные врачи.

Новая программа развития делает странную рокировку в случае амбулаторных приемов, которой Эстонское общество детских врачей не понимает. А именно, например, на том же Сааремаа остается родильное отделение, из-за чего невозможно ликвидировать должность детского врача, но в то же время планируется убрать прием амбулаторных больных.

Ситуацию проще всего объяснить на примере. Предположим, что в Сааремааской больнице, например, у семьи Саар рождается малыш. Для его осмотра и занятия возможными проблемами со здоровьем детский врач юридически есть. Но если старшему ребенку семьи Саар, пятилетней Мари, понадобится внимание детского врача, то того же самого врача для нее нет, потому что прием планируется отменить. Если Мари попадет в больницу в таком серьезном состоянии, что будет нуждаться в стационарном лечении, этот детский врач для нее опять же юридически есть.

Президент Эстонского общества детских врачей доктор Юлле Эйнберг работает в Таллиннской детской больнице детским эндокринологом. Она видит ситуацию в целом с точки зрения как общества, так и врача-специалиста. "Уездный детский врач — и есть промежуточное звено между семейным врачом и детским врачом-специалистом. Например, ребенок с энурезом не должен идти на прием к урологу или нефрологу, с ним справится детский врач, который уже направит дальше более сложные случаи", — отмечает Эйнберг, которая не видит смысла вынуждать маленьких пациентов ездить по Эстонии.

Денежная экономия тоже под вопросом. По всей Эстонии всего 15 уездных детских врачей, вряд ли затраты на их зарплату — очень существенная статья расходов в бюджете Больничной кассы. Руководитель отдела администрирования партнеров Больничной кассы Майви Парв поясняет, что в 2016 году Больничная касса закупает услуги педиатров по договорам в общей сложности на сумму в 21,7 млн евро. "Сюда входит как амбулаторное, дневное лечение, так и стационарные услуги у всех наших поставщиков услуг", — говорит она и добавляет, что доля уездных больниц составляет 1,037 млн евро. Денежная экономия — единственная причина, по которой ликвидируют должности педиатров уездных больниц? "С уточнением договоров Больничной кассы во втором полугодии 2016 года должности педиатров уездных больниц точно не исчезнут", — подчеркивает Парв. Правда, премьер-министр Таави Рыйвас говорил, что сетизация больниц должна быть закончена к 2022 году.

Поделиться
Комментарии