Слушая нынешние хвалебные слова, я два дня подряд ополаскивала лицо холодной водой, чтобы удостовериться в том, что это не сон. Хвалили президента за то, что он упомянул социальные проблемы. Признавали, что в речи подчеркнуто значение гражданского общества. А призыв выдвигать идеи по наведению в Эстонии порядка сочли чуть ли не инновацией.
Люди, о чем вы говорите? В этом безрельефном тексте не было ни одного вывода. Неужели и в самом деле президент превратился в школьника, который получает тройку за то, что способен перечислить общественные проблемы? Они и так давно обсуждаются, но по-прежнему не решаются.
Роль президента в управлении государством символическая, но он не цветок для любования, который мы содержим на свои деньги.

Две важнейшие речи президента — новогоднее приветствие эстонскому народу и речь, предназначенная для граждан и иных сторон, связанных во всем мире с Эстонией.

Кто поведет Эстонию вперед?

У Эстонии были президенты и ранее. Если речи Леннарта Мери были своеобразными и с поразительными нюансами, как произведения моды Versace или Valentino, а выступления Арнольда Рюйтеля напоминали полосатые и немного поистершиеся, но хорошо сохранившиеся костюмы из дедушкиного хуторского шкафа, то за нынешним президентом словно и нет работы портного.
Его выступления — это комфортные речи, проблемы которых заключаются в том, что они нравятся людям, у которых нет ни особенных проблем, ни искреннего стремления заниматься стоящими перед обществом проблемами.

Для ищущих душ в этих текстах не найти ни духовной пищи, ни стремления к совместному размышлению. Кто же тогда поведет Эстонию вперед?

Слабость речей может происходить от того, что, возможно, нашему президенту нечего сказать народу Эстонии. Но причина может крыться и в том, что нет людей, способных написать речи, способных отвечать сразу двум требованиям: глубине устремлений и мышлению президента, но в то же время владеющих на высоком уровне приемами ораторского искусства (риторики).

Поделиться
Комментарии