В выступлении Алексеева на заседании Постоянного совета ОБСЕ, текст которого в субботу распространил МИД РФ, данное решение названо "крайне политизированной и абсолютно неоправданной акцией".

Дипломат выразил "глубокое сожаление в связи с тем, что прекращение деятельности миссии ОБСЕ в Эстонии произойдет без достижения консенсусного решения Постоянного совета ОБСЕ, на основании чисто технической процедуры".

Он отмечает, что мандат миссии прекращен лишь на основании рапорта о выполнении представителями ОБСЕ в Эстонии "руководящих указаний" австрийского председательства (Австрия занимала пост председателя в ОБСЕ в 2000 году), которые "никогда не рассматривались и не принимались Постоянным советом как консенсусный документ".

В связи с этим Алексеев заметил, что Москва "и раньше выражала свое несогласие с попытками подменить мандат миссии подобными "указаниями".

Как подчеркнул представитель России, "это означает создание крайне негативного прецедента, который неизбежно скажется на деятельности Организации на гуманитарном направлении". "По существу нанесен серьезный ущерб авторитету ОБСЕ и ее престижу", — сказал Алексеев.

Дипломат заявил также, что Москва "не может согласиться с оптимистической оценкой выполнения миссией ОБСЕ указаний австрийского председательства", на основе которой и делается вывод о необходимости закрытия миссии в Эстонии. По мнению России, сказал он, что "руководящие указания не выполнены полностью".

В частности, Алекссев обратил внимание на сохраняющиеся "ограничения, вплоть до запрета, на использование языка, родного для трети эстонского населения, для обозначения указателей, объявлений, рекламы, топографических знаков, в том числе в местах компактного проживания меньшинств".

Он также подчеркнул, что при формальном праве лиц, принадлежащих к меньшинствам, получать ответ на своем языке от органов власти Эстонии, ни Конституция (ст. 51), ни Закон о языке (ст. 10) не предоставляют этим лицам право обращения на родном языке в органы власти или местного самоуправления без нотариально заверенного перевода.

Говоря о приведении эстонского избирательного законодательства в соответствие с международными нормами, дипломат указал, что хотя из законов о выборах наконец исключено положение о лингвистических требованиях для кандидатов в депутаты, одновременно в республике принят закон, ужесточающий регламент работы парламента и утверждающий государственный язык в качестве единственного рабочего языка.

Кроме того 4 декабря 2001 года парламентом Эстонии приняты поправки к Закону о местном самоуправлении, устанавливающие обязательное применение в работе только эстонского языка для членов органов местного самоуправления.

Цель этих законодательных актов, считает Алексеев, сделать невозможной на практике работу тех представителей нацменьшинств, которые не в полной мере овладели эстонским языком.

Российский дипломат подчеркнул также, что остается невыполненным последний пункт указаний — решение вопроса о натурализации.

Александр Алексеев отметил, что действующее законодательство не позволит решить "проблему безгражданства" в ближайшие 15-20 лет. При этом он напомнил, что "речь идет о 175 тысячах лиц без гражданства и десятках тысяч (от 30 до 80 тысяч, по различным данным) так называемых нелегалов".

Поделиться
Комментарии