Почти с полной уверенностью можно сказать, что в августе Рийгикогу не выберет президента. Коалиционным партиям для этого не хватает девяти голосов. Тогда нового президента должна выбрать коллегия выборщиков, но и при добавлении к членам Рийгикогу представителей органов местного самоуправления у коалиции и не будет хватать 14 голосов.

В основном местные самоуправления посылают в коллегию выборщиков председателя волостного собрания, но недостающее коалиции число голосов может увеличиться еще больше, если местные самоуправления решат вместо входящего в коалиционную партию политика послать беспартийного политика или политика из другой партии.

В 2011 году для выбора президента хватило одного Рийгикогу, а вот в 2006 году президента выбирала коллегия выборщиков, куда вошли 345 человек. Претендовавший на второй президентский срок Арнольд Рюйтель набрал 162 голоса, но его с небольшим разрывом обогнал Тоомас Хендрик Ильвес, получивший 174 голоса.

Если к 232 представителям местных самоуправлений добавить 101 депутата Рийгикогу, то во время предстоящих выборов президента Эстонии в коллегию выборщиков должно входить 333 человека. Для победы кандидату в президенты нужно набрать 50% + один голос, то есть согласно текущим подсчетам — 167 голосов.

Каждый делает свой выбор самостоятельно

По словам политолога Эрика Моора, количество представителей какой-либо партии в коллегии выборщиков еще ничего не значит, так как многие участники коллегии при голосовании исходят не из партийной принадлежности кандидата, а от его личных качеств. Он отметил, что на голоса представителей может повлиять и их реакция на административную реформу.

Маловероятно, чтобы какая-либо партия контролировала голоса своих представителей в коллегии. Голосование тайное, поэтому партиям даже при желании сложно проконтролировать процесс голосования. Кроме того, есть большое число внепартийных самоуправлений. Согласно данным Eesti Päevaleht, насчитывается больше ста беспартийных председателей местных самоуправлений.

”Президент республики не должен быть рупором партии, он должен быть президентом всего народа. Но если на чаше весов оказываются два равносильных кандидата, то тогда нужно исходить из того, что у президента должны быть не столько партийные, сколько очень яркие личные качества. Президент должен, в первую очередь, достойно представлять нашу страну, иметь четкое мировоззрение, конкретное и корректное”, — высказал свое мнение председатель волостного собрания Лихула Яак Кастепыльд (Социал-демократическая партия).

У кого больше всего шансов?

Политолог Моора считает, что получить поддержку коллегии выборщиков больше шансов у так называемого компромиссного кандидата, не являющегося марионеткой какой-либо партии. Быть может таким кандидатом станет Марина Кальюранд, которая не вступила в Партию реформ, став Министром иностранных дел? Согласно проведенному Eesti Päevaleht опросу, именно Кальюранд получила самую большую поддержку народа.

Вопрос состоит в том, смогут ли партии коалиции определиться на одной кандидатуре. Соглосно данным Eesti Päevaleht, они готовы к этом, по меньшей мере реформисты и соцдемы. Но если учитывать внутренне напряжение, то нельзя быть уверенными, что эта готовность продержится до августа. Моора считает, что им может заставить сплотиться усиление позиции кандидата, которого ни одна из партий коалиций не хочет видеть президентом.

Одним таким ”катализатором” может быть лидер Консервативной народной партии Эстонии Март Хельме, так как рейтинг EKRE продолжает уверенно расти, поэтому его кандидатуру могут скоро выдвинуть на пост президента. Эдгара Сависаара коалиционные партии не боятся, так как шансы председателя Центристской партии малы из-за отстранения с должности мэра Таллинна, поэтому он и не выдвигает свою кандидатуру, считает Моора.

Поделиться
Комментарии