На выборах в Рийгикогу вы получили почти 11 000 голосов. Ваш голос должен иметь в партии достаточный вес, но вас не слышно. Почему?

По внутрипартийным вопросам правильно высказываться именно внутри партии. И я это делаю, как мне кажется, довольно активно. Правильно ли экспонировать себя на фоне проблем в партии? Не думаю. Да, у нас сейчас есть проблемы, это невозможно скрыть. Для их разрешения необходимо прилагать усилия, прежде всего, на внутрипартийном уровне.

Как бы вы определили нынешнюю проблему?

В политике в целом — не только в нашей партии — существуют разные люди и разные мнения, как в отношении структуры партии, так и в отношении стиля руководства. В какой-то момент возникает напряжение, которое, к сожалению, перерастает в конфликт. После последнего конгресса стабильность в партии так и не установилась. Безусловно, неправильно утверждать, что в этом виновата лишь одна сторона или группа.

/…/
Вы придерживаетесь мнения, что внеочередной конгресс необходим?

С этим согласны уже все, хотя мнения относительно его организации разнятся. Важно, чтобы это был единственный конгресс и принятые на нем решения стали бы окончательными на ближайшие два года. Говоря о правилах игры, я именно это и имею ввиду. Мы должны договориться о том, что после конгресса мы смиримся с его результатами и вместе пойдем дальше.

Будет ли избран новый председатель?

Я вижу, что многие так считают. Проблема в этом и заключается, что мы много говорим о том, кто этот человек. Имя одного кандидата нам известно, другого — по крайней мере официально — нет. До конгресса осталось месяц, а нам известен лишь одни кандидат. Это не совсем нормально. Может, конгресс решит, что Сависаар продолжит, может придет кто-то другой, но в любом случае это не должно быть для партии экзистенциальным вопросом. Если у нас сильная партия, то нам должно хватить сил продолжить.
/…/

Майлис Репс сказала что-то вроде того, что если Яна Тоом не подыграет, то партия справиться с без нее.

Это интервью все же было более мягким, чем его пытались выставить. Но в своих высказываниях мы должны больше думать о партии, а не о своих личных амбициях.

Какова сейчас роль Тоом в партии? Она берет слово, получает внимание, у нее есть сторонники. Как обстоят дела внутри партии?

У каждого из нас своя роль. Тоом — очень важный лидер. В том числе и потому, что у нее очень много сторонников, но не только. Подход, когда человек имеет значение только из-за количества голосов, неправильный.

В политике так и происходит.

Да, но внутри партии это не всегда так. Иногда человек, который не является публичной фигурой и не приносит партии голоса, может сделать внутри партии больше, чем кто-то из публичных и очень активных деятелей. Тоом исполняет обе эти роли: она может как вести переговоры, так и приносить голоса.

Для Центристской парии важным вопросом являются русскоязычные избиратели. Как бы повлияло на них, если бы Сависаар покинул пост председателя?

Честно было бы ответить: да, это повлияло бы. И не только на русскоязычных избирателей. Эдгар Сависаар на протяжении многих лет является для многих символом партии. Центристская партия без Сависаара стала бы для некоторых — думаю, даже для многих — большим шоком на некоторое время. Следует принимать во внимание также то, что некоторые больше не доверили бы нам свои голоса.
/…/

Смогло бы крыло Репс и Симсон завоевать доверие русских, чтобы они не стали заниматься поиском другой партии, которой можно было бы отдать свои голоса?

Неправильная постановка вопроса. Существуют разные группы, существуют русскоязычные и эстоноязычные избиратели, но важно понимать, что мы зависим друг от друга.
Нельзя вести политику, удовлетворяющую лишь одну группу. Это бесперспективно, и для этой группы также не принесет пользы. Нет смысла говорить о том, сможет ли какая-то конкретная личность — будь то Майлис, Кадри или Михаил — что-то сделать. Не сможет. Если мы можем что-то реально сделать для избирателей, то только все вместе.

Поделиться
Комментарии