"В начале эксперимента я писала, что приняла предложение, не долго раздумывая. Теперь же, если бы возникло такое же предложение, я и не знаю, как бы я повела себя. По той причине, что эксперимент оказался сложнее, чем я думала сначала, и часто мне приходилось подавлять чувства, чтобы продолжать с поднятой головой. В первую очередь то, что я испытала, открыло глаза на одну социальную слабость Эстонии, которой является жизнь на грани бедности при получении пособия по бедности.

Запомнились высказываемые разными людьми в течение месяца факты. Например, то, что пособие по бедности задумано для решения резко возникнувших у людей проблем. Я бы поспорила. Оба родителя моей подруги остались без работы и были вынуждены жить на сбережения. Я в качестве наблюдателя знаю, что новая ситуация травмировала их и заставила многое реорганизовать в своей жизни. Люди, которые неожиданно теряют работу могут не справиться с такое суммой, особенно семейные.

Если говорить о пособии по бедности, то постоянный отказ от благ, автоматический пересчет всего в деньги и экономия приводят к перепадам настроения, утомляет психически, а в конечном итоге и физически. Я на себе это сильно почувствовала. Исходя из этого в некоторой степени возникла десоциализация. Даже когда я куда-нибудь шла, то плохое настроение всегда преследовало меня как тень, потому что я постоянно думала, что будет, если я себе позволю чуть больше, чем обычно, т.е. на чем мне в дальнейшем придется тогда экономить. В какой-то момент я написала, что у меня была изжога. Подозреваю, что в этом виновата исключительно пища. Точнее, постоянная экономия привела к своеобразному стрессу, и я думаю, и микрофлору вывела из нормы. Разваливающиеся зубы, пожалуй, являются результатом более ранней халатности, но и здесь менее качественное питание и психическое напряжение могли сыграть свою роль. К зубному я до сих пор не смогла записаться и жду того, что в очереди освободится место.

Ко всему прочему излишне экономичное мышление захватило меня. Кто-то упомянул, что люди из окружения пропадают, когда ты беден. Дело, наверное, не обязательно напрямую в бедности. В своем случае я бы выделила то, что эксперимент заставил меня думать над каждым сентом (часто я чувствовала стыд за то взявшуюся ни откуда скупость), и даже когда меня куда-то звали, я предпочитала оставаться дома. Если же я шла куда-то, то очень быстро уставала или же сидела тихо. Позитивности и энергичности с каждым днем становилось все меньше. Конечно же, можно сказать, что я капризничаю по пустякам, но я говорю о том, что было со мной. Может быть, кто-то другой справитлся бы лучше, а может, хуже. Я этого не знаю и не осмеливаюсь предполагать.

Признаю, что начало эксперимента было подозрительным, потому что он совпал с днями рождения двух хороших подруг. Я испугалась, что если я буду так тратить, то бюджета на хватит, и последние недели будут крайне скромными, по этой причине я начала экономить. Местами я слишком экономила, и в первую очередь на своем здоровье и благополучии. Я не говорю, что суп и овощи плохо есть, но прос свое меню я бы сказала, что мне очень не хватало белка. Потому что настроение постоянно менялось, а желание съесть сладкого было больше, чем обычно. Недавно я слушала передачу, где специалист по питанию Адик Левин сказал, что, принимая в пищу многие продукты из магазина, мы себя бальзамируем заживо. Но когда нет денег, невозможно позволить себе качество вместо количества, тогда человек об этом не думает. А ведь должен бы, ведь каждый человек — это то, что он ест, и проблемы со здоровьем, которые не заявляют о себе сразу же, могут дать о себе знать в более старшем возрасте. /…/

Эстония хочет быть государством всеобщего благосостояния. Тем не менее я сомневаюсь, что мы сможем назвать себя им до тех пор, пока не откажемся от позиции: "Чего мы не видим, того нет". Бедность есть. О бедности говорят постоянно и будут говорить. Другой вопрос состоит в том, будут ли в связи с этим что-то делать. Повторяю еще раз, что да, что-то предпринималось, но все же — разве этого достаточно? Один месяц доказал мне, что нет. Эстония много лет назад вошла в Европейский Союз, и в стране очень стараются стать известными в мировом масштабе, благодаря своему электронному государству, но это все лишь внешняя часть. Еще раз повторяю здесь запомнившуюся из речи президента Ильвеса фразу, что слово "политик" стало ругательством. Разве это само по себе не указывает на то, что народ нуждается в большей социальной поддержке, которая смягчила бы внутреннее брожение?

/…/ Если мой эксперимент смог заставить кого-то задуматься о благополучии соплеменников и вызвать желание им помочь, то я своей цели добилась. Конечно же, было бы приятно, если бы помощь шла и сверху. Люди часто не осознают, что благодеяние не должно всегда быть большим и исчисляться деньгами, даже маленький шаг навстречу, (психологическая) поддержка могут дать нуждающемуся в помощи больше, чем можно было бы подумать. /…/ Этих людей больше, чем мы думаем, так живут более, чем десятки тысяч людей в Эстонии. Теперь в поддержке нуждаются и они. Я искренне надеюсь, что те тексты, которые я писала в течение месяца, дали обществу достаточно пищи для размышления, чтобы теперь вместо чтения они начали действовать".

Поделиться
Комментарии