Почему учения Steadfast Jazz важны для НАТО?

NRF (Силы быстрого реагирования НАТО. - Ред.) были созданы десяток лет назад, и с тех пор каждый год проходят учения, на которых объединены все рода войск. Но до сих пор НАТО было очень сосредоточено на Афганистане, и NRF не получали должного внимания. Теперь, когда миссия в Афганистане требует меньше войск, НАТО может сфокусироваться на NRF, поэтому эти учения крупнее и приоритетнее, чем когда-либо прежде. Это и делает их важными и особенными.

Деятельность НАТО обширна, однако учения пройдут под боком у России, управлять ими будут из Латвии, сухопутные войска будут действовать в Польше. Это реакция на Россию? 

У НАТО два сценария учений. Один - сценарий Северной Европы и Балтии, другой - сценарий Востока и Африки, означающий миссию обеспечения стабильности. На Steadfast Jazz мы сосредоточимся на первом сценарии, сфокусированном на части Европы. В современных войнах союзники находятся в разных местах: полевые учения пройдут в Польше, командные пункты будут располагаться в Латвии и Норвегии, люди разбросаны, но именно так мы и воюем. Так НАТО может объединить бойцов способом, разумным финансово. Если командный пункт будет на расстоянии сотен миль, это разумнее, чем сосредотачивать всех участников учений в одном месте. А является ли то, что мы намерены сделать, ответом на что-то,  что русские только что сделали, то - нет. Учения Steadfast Jazz планировались два-три года. Но это демонстрация НАТО того, что мы заботимся об этом уголке Европы и учимся здесь, чтобы понимать ландшафт и инфраструктуру. Это демонстрация того, что мы взяли на себя обязательства в связи со всеми государствами НАТО - нападение на одно является нападением на всех. В будущем году мы опять используем этот же сценарий на учениях сухопутных войск НАТО. Таким образом, два первых крупных учения  НАТО после миссии в Афганистане пройдут в этом регионе, и это транслирует мощный сигнал - НАТО посвятило себя защите стран Балтии так же, как других государств-членов. 

Каковы конкретные цели Steadfast Jazz, что будет отрабатываться?

Как командующий сухопутными войсками стратегически хочу, чтобы отработали две вещи. Во-первых, как сосредоточить войска в Европе в одном месте - перевозить самолетами, по земле, на кораблях, по железной дороге. Во-вторых, это объединение систем коммуникаций. У каждого государства есть своя оборонная промышленность, и это вызов - заставить действовать сообща коммуникационные системы Британии, Франции, Польши и Турции, чтобы связь действовала безупречно и между немецким генералом и эстонскими солдатами.

НАТО сокращает свое присутствие в Афганистане. Что будет дальше, поищем очередную войну?

На встрече в Лиссабоне решили, что НАТО должно быть эффективно и после Афганской миссии, каждая страна, и моя тоже, должна смотреть, как можно уменьшить расходы. Если смотреть на НАТО как на программное обеспечение, то первые 40 лет - до начала 90-х - действовала 1.0 версия НАТО. Была холодная война, надо было противостоять Советскому Союзу, главным была защита территории НАТО. В течение следующих 25 лет, примерно до 2015 года, действует в принципе та же структура, но НАТО вышло за пределы своей территории - Косово, конечно, Афганистан, борьба с пиратством. Теперь мы входим в 3.0 версию НАТО, которая отдает меньше предпочтения руководящим структурам и больше передает ответственность за создание боевой мощи государствам-членам. Да и угрозы иные: нам надо реагировать на пиратство, киберугрозы, значительна угроза баллистических ракет. НАТО должно также искать возможности, как создавать безопасные среды, чтобы вовсе избегать возникновения конфликтов. Это НАТО 3.0, и я не знаю, когда эта фаза закончится.

А что означает НАТО 3.0, НАТО после Афганистана для Сил обороны Эстонии, для каждого отдельного бойца Юри?

Я вижу солдат Эстонии частью боеспособности НАТО, вклад Эстонии в NRF значителен. Эстонские солдаты - часть первичного натовского подразделения быстрого реагирования, и это будет хорошая возможность потренироваться.

Вы сказали, что НАТО вступает в фазу 3.0. Что это означает для будущего сухопутных войск, нужны ли он будут в таком большом объеме?

Есть люди, которые хотели бы думать, что никогда не повторится то, что было в Афганистане: что придут самолеты и киберрешения, а война станет такой, что не будет погибших и все будет приятно и чисто. Люди всегда надеялись на такое, но так не получалось. Возможные враги видят, что есть у НАТО в сфере ВВС, ВМС, разведки. Никто не может с нами в этом тягаться и даже не пытается. Кто хочет выступить против того, за что стоят НАТО или его государства-члены, ищет для достижения своих целей другие способы. Они никогда не смогут побить ВВС или ВМС НАТО. Они ищут иные способы.

В мире почти 9 млрд человек, и всегда нужны сухопутные силы, чтобы защищать их, мосты, электростанции, порты. Мы ошибались в прогнозировании конфликтов, значит, должна оставаться возможность заниматься конфликтами, которые мы не предвидим. Для этого нужны люди. Да, США не нуждаются в такой же большой армии, как тогда, когда у нас были бойцы как в Ираке, так и в Афганистане. Я слышал, что в 30-е годы в Эстонии было 200 000 солдат, но ведь и это сегодня нецелесообразно. Однако должна сохраняться боеспособность. Ключ к этому - унтер-офицеры, которые умеют думать и приспосабливаться.

Steadfast Jazz

Название выбрано в соответствии с процедурными правилами НАТО. В названии важна буква „S”, которая означает, что к учениям привлечена европейская штаб-квартира НАТО. Еще важна буква „J”, обозначающая, что в учениях принимают участие сухопутные войска, морские силы, ВВС, морская пехота и спецподразделения.

Всего в Steadfast Jazz будут участвовать 6000 военнослужащих из 18 государств - более 1000 пехотинцев, 40 самолетов и 15 кораблей. Для сравнения: в российских учениях "Запад" в сентябре участвовало 12 900 военнослужащих.

В будущем году в регионе стран Балтии пройдут сухопутные учения НАТО Trident Juncture и Trident Lance. Детали пока не обнародовали.

Поделиться
Комментарии