На лобовом стекле фуры была видна табличка с именем Василий. Это водитель, который рассказал, что он из Санкт-Петербурга, из фирмы-перевозчика Premium transport. ”Буду ночевать здесь, пока не сделают таможенные документы на проход эстонско-российской границы, а завтра (26 февраля) буду выезжать. Гумпомощь к Донбассу везу впервые, украинскую границу пересекать не стану. Пойду на Шумилкино, потом — в Москву, Ростов и на пограничный переход ”Донецк”, где донецкая таможня будет выгружать”, — объяснил Василий. И добавил: ”Самое главное — пройти границу, по предписанию я должен быть на месте 3 марта”.

Гуманитарный транзит успешнее обычного?

”Наша первая фура была из Белоруссии, вторая — из Латвии, третья вот — из Питера, — поделилась председатель правления НКО ”Добросвѣтъ” Элина Есакова. — Мы договорились с российской стороной — через клуб ”Ночные волки”, Общественную палату Московской области и организацию ”Переправа” — так, что они нам дают коридор на границе и предоставляют транспорт”.

”Это третий грузовик, который мы снаряжаем в Донбасс, — отметила координатор акции SAVEDONBASS, в рамках которой собирается гуманитарная помощь жителям Донбасса, Людмила Андронова. — В этот раз очень много детской одежды, продуктов — макароны, сахар, сгущенка, конфеты, рис, гречка, крупы, консервы. 1123 коробки. На 100 коробок больше, чем было во второй фуре”.

Есакова усердно ставила галочки на документе после номера каждой коробки — таможня требует точности. ”572, 422… Наши коробки пронумерованы, чтобы не забрать случайную, которую ошибочно могли загрузить на складе, — пояснила она. — В машине пойдет более 10 тонн груза, из них 4 тонны продуктов питания и предметов гигиены и 6 тонн одежды. В основном это немецкая и ирландская помощь. Там много подарков на Новый год детям, но получилось переслать все только сейчас. У нас сложился, можно сказать, логистический центр. Через нас грузы на юго-восток Украины переправляют немцы, голландцы, швейцарцы, ирландцы, Великобритания. По-другому им больше никак, а у нас граница рядом, случись что, подъехали — разобрались. Хоть так Эстония играет замечательную транзитную роль”.

По словам Есаковой, из-за границы помогают в основном русские, потому что у них больше связей с Украиной. ”Но, например, семейная пара — Любовь и Владимир — из Мюнхена, которые там все организовывают, они мне сказали — вы не представляете, насколько отзывчивы оказались немцы, русские, турки, им просто нужен был толчок, возможность отправить свою помощь. У немцев организация называется Asorix, она объединяет множество других для сбора и отправки гумпомощи. Они теперь — центр сбора в Западной и Центральной Европе. Ирландцы представлены в лице Ирландского гуманитарного батальона”.

Конечно, в этой фуре уйдет и гуманитарная помощь от жителей Нарвы, Кохтла-Ярве, Таллинна.

Основная часть груза направится в Красный Луч, в приход в Луганске, куда целый микроавтобус продуктов собрали православные таллиннцы, и в Новоанновку, где груз из Эстонии поможет организовать социальную кухню, где голодающие смогут поесть горячей пищи. В Новоанновке помощь пойдет в детский сад и в школу. ”Думаем с каждой машиной отсылать туда что-то, как бы взять хоть этот поселок под нашу опеку”, — рассуждает Есакова.

Инфовойна вокруг Украины сделала свое дело, но…

”Добросветовских” на погрузке только четверо, остальные — люди, которые откликнулись на наш зов в Facebook, пришли после работы”, — подчеркнула Андронова.

По нашей просьбе в работе сделали маленькую паузу на чай. За это время я пообщалась с двумя 19-летними парнями. Денис недавно окончил училище, Максим — 12 класс. Зачем им это надо? Максим: ”Кто-то должен помогать, кто, если не мы?” Денис: ”У меня ощущение, что все-таки все люди  — братья. И нужно помогать, как можешь”. Максим: ”Мы — за добро”.

Оба констатировали, что информационная война вокруг Украины сделала свое дело. Денис: ”Я даже не знаю, насколько я правду о тамошних событиях знаю, но, насколько слышал, у людей больше пропаганда в голове. Кто-то вообще не знает ничего, кто-то специально не читает новостей, специально не хочет знать, чтобы мыслей лишних в голове не было, и так проблем хватает”.

Максим: ”Я вот говорил — ребята, есть такая деятельность! Откликнулся только Денис. Помочь ведь можно. Ну, 10 евро — это же пару раз не сходить в ”Макдоналдс”.

Чего особенно не хватает в Донбассе

”Одежда для взрослых сейчас вообще неактуальна, у нас ее полторы фуры на складе, — продолжила Элина. — Основная проблема — продукты. Мы уже договариваемся на следующую машину, а оттуда пишут — прежде всего нужны продукты, нам нечего есть, люди голодают. Актуальны были бы денежные пожертвования, потому что у нас много логистических расходов. Кстати, на деньги жертвователей мы докупали то, чего у нас не хватало: детское питание, сухое молоко, памперсы. Из одежды готовы принять детскую, из продуктов — то, что хранится долго, а также средства личной гигиены, особенно — памперсы для детей и взрослых, подстилочки, клееночки для лежачих больных, антисептики, бинты, медицинские перчатки и т.п. Еще нам сейчас остро нужен склад в Таллинне. Если немцы привезут фуру, все. Нам выгружать ее некуда”.

…Загрузить фуру торопились засветло, но все равно не успели. Напоследок я поинтересовалась у того мужчины, администратора базы данных: надо ли Эстонии как государству и ее жителям активнее участвовать в сборе гуманитарной помощи? ”Ну, о государстве… Не будем о плохом. А о людях… Думаю, что для такой небольшой страны дела обстоят неплохо. Хотя, наверно, можно было бы поактивнее”, — сказал он.
Поделиться
Комментарии