Член правления AS Tavid Роман Лоссман (34) — уважаемый предприниматель, который абсолютно легально занимается бизнесом и вращается в кругах таких же успешных людей. В марте этого года он вошел в делегацию бизнесменов, сопровождавших президента во время его визита в Польшу. Странная история началась одним майским вечером 2013 года, когда дорожная полиция остановила его на шоссе под Пярну. У полиции появились подозрения, что в машине спрятан антирадар. Это приспособление для слежки, которое обнаруживает измеряющий скорость полицейский патруль и дает водителю достаточно времени на то, чтобы снизить скорость. В отличие от соседних государств, в Эстонии использование этого приспособления наказуемо. Лоссман, в Škoda которого полицейские обнаружили черную коробочку, получил штраф в размере 120 евро, пишет Eesti Päevaleht.

Бизнесмен сделал неожиданный ход. Вместе с юристом он решил обжаловать штраф, утверждая, что в его отношении был нарушен закон. Удивительно, но три судебные инстанции рассматривают эту жалобу почти три года — и решение так и не принято. Как ему это удалось?

Грубо говоря, дело очень простое. В суде Лоссман начал чудить — когда речь зашла о задержании, история стала почти комической. На вопрос судьи, почему Лоссман оказал сопротивление полицейским и не позволил произвести обыск, он ответил, что испугался. Бизнесмен объяснил, что в автомобиле была крупная сумма денег, а полицейских он принял за злоумышленников, которые хотят его ограбить. Чтобы избежать ”вторжения” он заблокировал все двери и окна, однако, несмотря на страх, решил не уезжать. Чуть позже, когда он увидел удостоверение одного из полицейских, появилась ”небольшая уверенность, что речь все-таки идет о полицейских чиновниках”.

Двери Лоссман так и не открыл, полицейским пришлось вызвать на место происшествия подмогу. После этого, как утверждает Лоссман, стали угрожать, что разобьют окно и, в случае необходимости, применят против него силу. Бизнесмен пытался объяснить, что без существенной причины обыск проводить нельзя, но это не помогло. Он открыл двери и впустил полицейских, которые тут же стали прочесывать салон. В багажном отделении полицейские обнаружили антирадар, наличие которого Лоссман объяснил тем, что зарегистрированным в Латвии автомобилем пользуются и его коллеги.

Вопрос, однако, не в антирадаре, использование которого в Эстонии хоть и незаконно, но нередко, а в том, был ли обыск в автомобиле бизнесмена законным. Подозрения в этом появились из-за самих полицейских, которые в суде подтвердили, что антирадар в автомобиле Лоссмана они обнаружили не при помощи специальной техники, а по косвенным признакам. ”Подозрения возникли из-за того, что Лоссман притормозил в месте измерения скорости, хотя в темноте он не мог заметить тех, кто измерял”, — объяснили полицейские.

Другими словами, Лоссман не нарушил ни одного закона. Закон о дорожном движении ясно говорит, что остановить автомобиль можно лишь в двух случаях: если проходит полицейская операция и/или, если полицейские замечают конкретное нарушение закона. В данном случае не было ни того, ни другого, а потому защитник сделал единственно возможный вывод: доказательств нарушения не было, их собрали задним числом.

Полиция позволяет более широкое толкование: ”Полиция в ходе дорожного надзора может остановить автомобиль, если имеются подозрения, что человек совершил нарушение Закона о дорожном движении. Чаще всего основания этому дает поведение водителя или стиль вождения — например, неожиданные маневры или торможения, неуверенная езда, выключенные фары и так далее”, — объяснила пресс-секретарь полиции Туули Хярсон.

Уездный суд признал правоту полиции, однако Лоссман обжаловал решение. В марте этого года государственный суд решил более основательно взвесить случай и решил, что речь идет о дыре между двумя законами. Полиция действительно может остановить автомобиль, но проведение обыска — отдельный вопрос.

Законность действий полиции сложно оценить. Для примера коллегия привела произошедший ранее случай, когда полиция хотела провести обыск в гаражном боксе, где могли храниться контрабандные сигареты и алкоголь. Типичный замкнутый круг? В ходе надзора полиция не имеет права вторгаться на частную территорию — для этого нужно начать производство. Однако производство начать невозможно, если отсутствует точная информация, что в гараже действительно есть что-то запрещенное.

Таким образом, государственный суд решил, что остановка Лоссмана была законной. И все же государственный суд отменил решение уездного суда и отправил дело на обсуждение в новом составе.

Поделиться
Комментарии