Автоматчики из частных охранных компаний, которые патрулируют территорию построенного в 60-е годы комплекса штаб-квартиры, а также поднятый до отметки ”BRAVO” уровень тревоги связаны с недавними терактами во Франции. В Центре управления кризисами и операциями (COMC) НАТО в Монсе подавляющее большинство мониторов было выключено — свидетельства ”мобилизации” военного крыла альянса также отсутствовали. Лишь беззвучный сюжет новостей на плазменной панели напоминал о продолжении боев под Дебальцево после заключения очередных Минских соглашений. 

Угроза странам Балтии крайне мала

Как чиновники политического крыла НАТО, так и военные сошлись во мнении, что вероятность вооруженной агрессии против стран альянса, в том числе и против стран Балтии и Польши,  крайне мала. Один из высокопоставленных чиновников добавил, что одна из декларируемых целей организации — коллективная оборона — является главной с точки зрения риторики, но не по факту: приоритетом являются проведение операций, в перспективе главным образом невоенных, и кооперативная безопасность с привлечением внеблоковых партнеров, включая Россию, Китай и другие страны.

Одновременно с этим представители центрального штаба сил НАТО в Европе признали усиление военного потенциала России — в Крыму она продемонстрировала способность в течение считанных дней или даже часов сконцентрировать в конкретной географической точке силы для проведения успешной военной операции. Тем не менее, как отметил один из представителей, крымскому сценарию благоволил целый ряд уникальных обстоятельств, что не позволяет скопировать его где-нибудь еще.

Было озвучено предположение, что в Крыму Россия разыграла ”пылившийся на полке” план, во всяком случае ”было бы странно, если таковой не был заготовлен на случай кризисной ситуации”. Однако уже в Донбассе Россия не могла полностью скопировать его и была вынуждена действовать иначе, оказывая поддержку в формировании, консультировании и снабжении (в том числе тяжелыми вооружениями) антиправительственных сил. Этого оказалось недостаточно, и Россия была вынуждена эпизодически вводить в бой линейные подразделения своих вооруженных сил и задействовать спецназ, считают в НАТО.

При этом в альянсе отметили незыблемость пятой статьи договора НАТО, согласно которой, нападение на одно из государств альянса — это нападение на всех. Что, опять-таки, сводит риски вторжения в страны Балтии и Польшу практически к нулю.

”Но мы должны не только заявлять, но и делать”, — сказал чиновник НАТО, рассуждая о возросшей обеспокоенности Прибалтики и Польши на фоне ”неприятной ситуации” на Украине и соблюдении пятого пункта договора альянса.

"Наш ответ Чемберлену"

Решение по развертыванию международных штабов НАТО в странах Балтии и Польше и формирование сил быстрого реагирования в альянсе однозначно трактуют как ответные меры на действия России, заверяя, что организация никому и ничем не угрожает.

Каждый такой штаб, в котором будет служить до пятидесяти военных из разных стран, создается для организации совместных учений и боевой подготовки. В случае вооруженного конфликта их основной задачей станет организация приема прибывающих из-за рубежа подкреплений.

Что касается сил особо быстрого реагирования НАТО, то речь идет о подразделении размером с бригаду (1000 — 4000 штыков), составленном из действующих подразделений различных стран, которое можно будет перебросить и задействовать в нужной точке в кратчайший срок. Судя по всему, подразделение будут комплектовать из частей вооруженных сил европейских стран: Великобритании, Германии, Франции, Норвегии, Польши и Италии. Переброска даже небольших сил через Атлантический океан из США или Канады обошлась бы ”слишком дорого”. Не исключено, что список стран-доноров может расшириться.

При этом наиболее вероятно, что подразделение будет формироваться на ротационной основе. К примеру, на три года усилиями трех стран. Цикл ротации при таком подходе будет разбит на этапы формирования, прохождения боевого слаживания (отработка взаимодействия между воинскими подразделениями. — Прим. Delfi) и, собственно, дежурство.

При этом в НАТО подчеркнули, что в этих шагах нет враждебности: ”Мы — не угроза России”. В частности, высокопоставленные чиновники отметили, что малый размер сил быстрого реагирования исключает проведение агрессивных акций — их хватит лишь на прикрытие развертывания основных сил в случае необходимости. Кроме того, географически тактическое подразделение будет дислоцироваться за сотни километров от границ РФ.

Что касается возможной реакции самой России, в НАТО допускают — некоторые круги могут интерпретировать эти меры в качестве ”игрой мускулами” и назвать их провокационными. Однако такое отношение высокопоставленные чины альянса считают неконструктивным, поскольку до сих пор НАТО не проводило столь крупномасштабных учений, как это сделала Россия, к примеру, на маневрах ”Запад-2013” в Белоруссии, где было задействовано 12 тысяч солдат и офицеров, а также комплексы, которые могут вооружаться ракетами с тактическими ядерными боеголовками. Помимо этого, в альянсе обратили внимание на активность российских ВВС, которые не только увеличили число вылетов, но и стали направлять боевую авиацию в районы, в которых она раньше не появлялась.

При этом в Брюсселе выразили надежду, что политическое противостояние с Россией сойдет на нет, отметив, что архитектура безопасности в Европе без участия РФ немыслима. ”Не верьте, что сотрудничество невозможно”, — заметил один из чиновников, констатировавший  при этом, что, скорее всего, кризис отношений носит долговременный характер.

Посещение штаб-квартиры НАТО в Брюсселе и Верховного главнокомандования ОВС НАТО в Европе в Монсе состоялось при содействии Посольства США в Эстонии.

Поделиться
Комментарии