Таково мнение историка Давида Всевиова, которое он высказал, подводя итог дебатов на Delfi и отвечая на вопрос ведущего: что должны знать одни люди и понять другие, что можно транслировать властям, чтобы в Эстонии настало хотя бы подобие гражданского мира?

В дискуссии, посвященной истории Эстонии 1940-1949 гг., кроме Всевиова, приняли участие историк-докторант Таллиннского университета Игорь Копытин, философ и публицист Илья Никифоров и общественный деятель, председатель Кивиылиского общества ветеранов Великой Отечественной войны Саркис Татевосян.

По словам Татевосяна, необходимо взаимоуважение русскоязычной и эстоноязычной частей нашего общества: "Только так мы обречены на нормальную и хорошую жизнь. Государственные руководители, имея на сегодняшний день задачей выполнение геополитических интересов иного государства, своими целями и задачами вредят обществу, поэтому я, например, формирую максимально больше отношений с эстоноязычными людьми, чтобы они видели, что мы им не враги. Надо контактировать, надо учить детей вместе, а то мы разводим их с самого детства — в разные садики, в разные школы. Надо учиться вместе, жить вместе и сохранять свою идентичность. Я же армянин, я не стал здесь ни русским, ни эстонцем".

Игорь Копытин считает, что нужны взвешенные оценки исторических событий, которые основываются на фактах. "В истории надо искать точки соприкосновения общин, проживающих в Эстонии, например, в депортациях пострадали не только эстонцы, но и евреи, и русские, и другие, которых так же высылали в Сибирь. И так же, к примеру, эстонцы воевали в Красной армии, как и русские, кстати, были в Эстонском легионе. Нужно трезво мыслить и критически относиться к источникам, к информации. Часто у нас идет политизирование истории, и простым людям надо не брать на веру все, что говорят".

Илья Никифоров полагает, что нам никуда не деться от трех измерений истории, с которыми мы сталкиваемся каждый день, — политического, мировоззренческого и научного.

"Во-первых, чем больше мы, в том числе и те, кто не являются политиками, будем культивировать политическую этику, нравственный подход к людям, тем легче нам будет обсуждать самые острые, скользкие или мутные вопросы истории, — убежден он. — Во-вторых, мне кажется, что те, кто высказывают письменно или устно свою точку зрения на исторические вопросы, должны так или иначе понимать, что толерантность и политкорректность — одни из основных требований к текстам, которые они рождают. И последнее — это академическая добросовестность: от критического отношения к источникам до, скажем, скрупулезного продумывания того, что же все-таки ты хочешь сказать".

Задумывая дебаты, Delfi, конечно, слышал голоса— мол, к чему обсуждать эту "оккупацию-войну-депортацию", надо смотреть вперед. Но портал посчитал: от того, что такие темы станут замалчиваться, водораздел между русскими и эстонцами, во многом обусловленный именно этими темами, не перестанет существовать. А, значит, мы обречены разговаривать, пока до чего-нибудь не договоримся.

Дебаты в редакции продолжались полтора часа. Вы можете посмотреть их и в четырех частях на видео. Первую, вторую, третью и четвертую части смотрите здесь.

Поделиться
Комментарии