В дискуссии приняли участие историк Давид Всевиов, историк-докторант Таллиннского университета Игорь Копытин, философ и публицист Илья Никифоров и общественный деятель, председатель Кивиылиского общества ветеранов Великой Отечественной войны Саркис Татевосян.

Что касается депортаций невинных жителей, которые несколько раз проводили в Эстонии советские органы, то после того, как участники дебатов единодушно напомнили об их противоправности, им был предложен вопрос читателя Delfi — почему в современной Эстонии шли и идут судебные процессы над бывшими сотрудниками советских органов безопасности, но не было судов над бывшими нацистами, почему никто не осужден за сотрудничество с немцами в годы войны?

Давид Всевиов признал, что таких процессов действительно нет. "Но я не знаю даже человека, которого бы кто-то хотел осудить по этим параметрам", — добавил он.

"Вообще, конечно, важно заметить, что преступления против человечности не имеют срока давности, и тут неважно, кто в какой форме был — нацистским преступником, советским преступником. А то, что процессов над нацистами не было в современной Эстонии, так, может, такие не попадались тут, может, их не нашли", — продолжил Игорь Копытин. "Есть широко известные пару человек, на которых обратили внимание Зурофф и еврейские организации, но…", — добавил Всевиов.

"Я бы немножко пошел поперек общего мнения и сказал бы вот о чем, — вступил в разговор Илья Никифоров. — В эстонском уголовном производстве представление о преступлениях против человечности трактуется достаточно расширительно, иногда даже очень. Возьмем только депортации — самую что ни на есть невинную форму репрессий. Я отнюдь не вегетарианец и отнюдь не считаю, что те, кто принимали решения о депортации, невиновны и не должны были нести ответственности. Я отнюдь не считаю, что простой караульный не несет ответственности. Но, тем не менее, надо понимать, что фашистские лагеря уничтожения и лагеря системы ГУЛАГ различались — в том числе и по назначению".

В связи с послевоенным периодом беседа коснулась и темы лесных братьев. И ведущий дебатов привел вопрос читателя с эстонской половины Delfi: "Обескураживает официальная точка зрения, что лесные братья были борцами за свободу. Ну, разве борцами за свободу могут быть поджигающие и грабящие убийцы женщин и детей?"

Игорь Копытин: "Ну, откуда это взято, что они были поджигателями? Ведь советские партизаны тоже в общем-то поджигали и убивали. Каждый случай нужно рассматривать конкретно и индивидуально. Партизанское движение не подпадает под Женевскую и Гаагскую конвенции. По большому счету это бандиты — так советских партизан называли немцы, так эстонских лесных братьев называли советские органы". Давид Всевиов дополнил: "Целью лесных братьев не было — убивать детей".

Задумывая такие дебаты, Delfi, конечно, слышал голоса— мол, к чему обсуждать эту "оккупацию-войну-депортацию", надо смотреть вперед. Но портал посчитал: от того, что такие темы станут замалчиваться, водораздел между русскими и эстонцами, во многом обусловленный именно этими темами, не перестанет существовать. А, значит, мы обречены разговаривать, пока до чего-нибудь не договоримся.

Дебаты в редакции Delfi продолжались полтора часа. Вы можете посмотреть их и в четырех частях на видео. Первую, вторую, третью и четвертую части смотрите здесь.

Поделиться
Комментарии