Доктор юридических наук Андо Лепс задается на страницах SL Õhtuleht вопросом, зачем надо было утопить "Эстонию", и предлагает следующую версию. Поскольку до 1993 года в Суурпеа в Эстонии находился сверхсекретный эстонский филиал Ленинградского института морских исследований, перевозимая на судне военная техника могла быть именно оттуда. В ходе ликвидации института нужно было вывезти или ликвидировать и эту технику.

Поскольку, как утверждается, в институте занимались преимущественно проблемами акустики, а в заливе Хара находился морской полигон подводных лодок, на "Эстонии" мог находиться комплект средств акустического обнаружения подводных лодок, какой-то узел или блок, предполагает Лепс. Как известно, есть такие буи, которые следят за передвижением подводных лодок с ядерными боеголовками в радиусе двухсот километров.

"Можно предположить, что на Западе такой техники в таком виде еще не было, поэтому ее попытались отправить на пароме в Швецию", — пишет Лепс.

Лепс добавил, что Март Лаар посещал тот институт, будучи премьер-министром. Он напоминает также, что Лаар был большим другом тогдашнего премьер-министра Швеции Карла Бильдта. Как считает Лепс, есть причины поинтересоваться, что знает о гибели "Эстонии" и тогдашний президент Леннарт Мери.

Паром "Эстония" затонул 27 сентября 1994 года на пути из Таллина в Стокгольм. В катастрофе погибло 852 человека, спаслось всего 137.

Швеция признала, что на "Эстонии" действительно перевозили военную технику.

Поделиться
Комментарии