При этом, указывает Postimees, никто не смог бы назвать Эстонию ренегатом. Если немцы хотят обучать постсаддамских солдат в Иордании, то Дания предлагает Эстонии сотрудничество в создаваемом на территории Ирака учебном центре.

Там эстонцы могли бы служить инструкторами или на охране базы. Впрочем, обязанности охранников кажутся многим военным унизительными. Ибо — считает Тоомас Вяли, в должности старшего капитана эстонской армии, эстонцы — одни из самых по-настоящему солдатских, ударных, лучших подразделений американской коалиции.

"Если бы мы приняли предложение датчан, мы остались бы в Ираке, сохранили бы крепкие союзнические отношения с Соединенными Штатами, однако получили бы достойный повод уйти из Багдада, где уже потеряли двоих военнослужащих и где вероятность нападения крайне велика", — поведал побоявшийся назвать свое имя политик.

Прошлым летом глава парламентской комиссии по гособороне Свен Миксер уже озвучил возможность рокировок в эстонской миссии. Уход из Багдада, но сохранение присутствия в Ираке поддерживает также часть главного штаба эстонской армии.

"Это разумно, — признал еще один пожелавший остаться неназванным военный. — Без сомнения, наши ребята получают в Багдаде во много раз больший опыт, чем, например, при обучении иракцев или при охране тренировочного лагеря в каком-то мелком регионе. Но армия не должна отделять себя от Эстонии, и поэтому следует спросить, насколько высокую цену готова Эстония заплатить за миссию в Ираке".

Газета Postimees толкует эти слова таким образом: офицер боится, что гибель эстонцев в Ираке может создать раскол между обществом и армией.

Между тем глава эстонской миссии в Ираке Тоомас Вяли считает, что в Ираке нет безопасных мест. "Если будет принято решение, по которому задача эстонского подразделения будет изменена — будет очень жаль", — сказал Вяли над гробом погибшего 25 октября в Багдаде Арре Илленцеэра.

А накануне Юхан Партс прямо спросил у министра иностранных дел и министра обороны — какие у них есть предложения, сколь долго останутся эстонские солдаты в Ираке, чем они там будут заниматься? Премьер в первый раз употребил выражение "exit strategy" — т.е. "организация вывода войск". Ответ премьеру должен быть дан не позднее января.

Поделиться
Комментарии