Старая программа интеграции не оправдала всех ожиданий
Старая программа неоднократно подвергалась острой критике в СМИ. Ее даже называли полностью провалившимся проектом.
Как отметил выступивший докладчиком директор Эстонского института изучения будущего Эрик Терк, процессы, проходившие в рамках программы интеграции, дали в целом положительный результат. Тем не менее, он не отрицает, что многие ожидания программа не оправдала.
Так, например, многие люди (речь идет преимущественно о совершеннолетних жителях Эстонии) до сих пор имеют серьезные проблемы со знанием эстонского языка. Доля свободно владеющих государственным языком среди 15-24-летних жителей Эстонии составляла на 2008 год 27%, среди 25-39-летних — 22% и среди тех, кому больше 39 лет — лишь 10%.
Стоит отметить, что если в 2000 году экзамены на категорию спешно сдали 67% от общего количества, то в 2007 году это число составило лишь 52%.
Кроме того, было отмечено, что, несмотря на все усилия, эстоноговорящие и русскоговорящие члены общества до сих пор живут в различных информационных полях, а четвертая часть русскоязычных жителей страны не считает Эстонию своим домом. Не скрывают и того, что не было достигнуто каких-то значимых успехов в проблеме изоляции регионов.
К успехам программы относят тот факт, что в последние годы значительно снизилось число лиц с неопределенным гражданством. Несмотря на то, что языковые проблемы частично сохраняются, знание государственного языка среди представителей других национальностей также значительно улучшилось.
Отмечается большая роль различных программ и проектов, направленных на обучение эстонскому языку, как среди совершеннолетних, так и среди детей. За весь период программы интеграции курсы эстонского языка вне школы прошли 20 тысяч учеников. Также 3947 детей приняли участие в программе языкового погружения.
На проекты в области образования за весь период было потрачено 237 миллионов крон, на поддержание культуры этнических меньшинств — 37 миллионов, на обучение совершеннолетних эстонскому языку — 60 миллионов. Информационные проекты обошлись в 54 миллиона крон, финансирование руководства — в 71,3 миллиона крон.