Тему возможной девальвации эстонской кроны СМИ начали основательно обсуждать в начале 2007 года в связи с ожидаемым замедлением роста экономики. Дополнительный толчок обсуждению дала имевшая место в Латвии в феврале паника, связанная с продажей национальной валюты.

А именно, в крупнейшей латвийской газете Diena была опубликована статья ученого Мортена Хансена, который размышлял на тему девальвации лата. До этого тема тоже обсуждалась, но не так основательно. Вероятно, паника была обусловлена прежде всего незнанием и страхом, которые были умело использованы спекулянтами, говорится в сообщении, присланном комиссаром департамента полиции безопасности Ириной Миксон.

На фоне паники и перегрева экономики правительство Латвии к весне приняло программу обуздания инфляции. После т.н. февральской паники жители Латвии вели себя более сдержанно и сознательно и не рвались менять латы.

Тема девальвации кроны обсуждалась в эстонских СМИ еще некоторое время после событий в Латвии, но затем утихла. Ее стали снова обсуждать осенью этого года, активнее — со второй половины октября, причина — оценки банков, фирм по обмену валюты и международных финансовых учреждений в связи с замедлением роста экономики и прогнозы по поводу экономического развития стран Балтии.

Эскалация событий началась, вероятно, с опубликованной в медиа 9 ноября 2007 года новости, согласно которой зарубежные аналитики считают девальвацию кроны возможной.

Вечером того же дня на русскоязычном бизнес-портале Arif пользователь Димон опубликовал сообщение о предстоящей вскоре девальвации эстонской кроны. Пользователь отметил, что это "бизнес-тренинг", цель которого — собрать информацию о поведении в подобной ситуации в реальности. Бизнес-тренинг предназначался только для пользователей портала, предлагавших идеи выхода из теоретической ситуации.

Во время бизнес-тренинга на бизнес-портале не было конкретных сообщений о реальной девальвации кроны. Единственный серьезный намек на этом портале дал 24.11.2007 пользователь Craftsman, утверждавший, что девальвация кроны будет проведена 26 ноября. Источника информации он не уточнил.

В добавок к вышеизложенному Äripäev опубликовал 12 ноября сообщение финской газеты Kauppalehti о том, что спекулянты атакуют слабеющую эстонскую крону.

Несмотря на неоднократные утверждения правительства и финансовых учреждений Эстонии, спекуляции вокруг этой темы продолжились, решающий толчок к активному обмену крон дали, видимо, опубликованные 20-21 ноября сообщения о том, что в Центральном банке Европы набирает популярность идея девальвации валют стран Балтии (в основном Латвии). Эту информацию поддержали и эксперты находящегося в Лондоне Citigroup Global Markets.

С 20 ноября 2007 года комментаторы русского Delfi начали распространять информацию о возможной девальвации кроны и связанных с ней опасностях. Правда, эти сообщения не вызвали на форумах широкого отклика. Всевозможные новости, касающиеся девальвации, передавали и местные медиа-издания на русском языке и отдельные российские информационные агентства.

25.11.2007 г. около 21.30 новость о скорой девальвации эстонской кроны появилась на домашней страничке одного жителя Таллинна, в круг знакомых которого входят и активисты "Ночного дозора". Через час сообщение о девальвации кроны появилось на портале "Ночного дозора". Активисты "Ночного дозора" распространяли информацию, зная, что она ложная, — говорится в пресс-релизе КаПо.

Некоторые жители Эстонии, видимо, до сих пор не поняли, что они живут в независимой демократической Эстонской Республике, в которой действуют законы, защищающие этих жителей.

Есть люди, не видящие разницы между мнениями свободных средств массовой информации по поводу замедления роста экономики и официальными сообщениями институтов, управляющих финансовой системой государства. Существует разница в образе мыслей и отношении, не зависящая от национальности. Каждый сам выбирает, чему верить — слухам или официальным сообщениям.

Случай в Эстонии по своей структуре напоминает панику, охватившую Латвию в феврале, когда после статей в СМИ (подготовка почвы) слухи о девальвации стали распространяться путем SMS. Разница — только в каналах распространения паники.

Полиция безопасности следит за происходящими в обществе событиями, которые могут угрожать внутренней безопасности, заверяет КаПо. КаПо известны лица, участвовавшие в распространении ложной информации о девальвации эстонской кроны. Лица и организации, использовавшие или пытавшиеся использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах, продолжают оставаться объектом внимания КаПо.

Поделиться
Комментарии