"Он объясняет дело так, что компартия направила его на эту работу в качестве противовеса действиям КГБ, — сказал в телефонном интервью адвокат Мери, Свен Силлар. — Свою защиту Мери основывает на том, что его нельзя считать сообщником КГБ". "В нем можно видеть омбудсмена, — пояснил Силлар. — Он защищал права людей".

Силлар привел пример: Мери утверждает, что добивался для ссыльных права иметь при себе все личное имущество, которое им разрешалось провозить по советским законам, и что против них не применялось насилие, когда их брали под стражу и сажали в поезда.

"Можно и так интерпретировать, что когда вы совершаете преступления против человечности — вы омбудсмен", — сказал Мартин Апро, суперинтендант Совета полиции безопасности.

Среди депортированных с Хийумаа было 13 человек старше 75 лет и 61 младше 12 лет, сказал в телефонном интервью Апро. Впоследствии следователи отыскали 78 выживших ссыльных из группы с Хийумаа и побеседовали с ними. Некоторые из них, возможно, дадут показания в суде.

Газета отмечает, что возможность публичного обсуждения этого дела может вызвать новый пожар в напряженных отношениях между Эстонией и Россией.

Многие страны, ранее входившие в сферу советского влияния, пытались добиться вынесения оценки преступлениям и лишениям коммунистического периода. Российские власти обычно сопротивляются этому.

Однако многие россияне критически относятся к этим попыткам переоценки истории и обвиняют страны, когда-то находившиеся под контролем Кремля, в том числе Эстонию, в том, что те не стремятся досконально расследовать факты сотрудничества некоторых их граждан с нацистами.

Арпо не согласен с этой точкой зрения. Он говорит, что в странах, ранее оккупированных СССР, дела нацистов расследовать сложнее, поскольку от многих из них КГБ уже отделался.

"Оба режима были преступными, они совершали преступления и причиняли страдания эстонскому народу, — отметил он. — Но местный КГБ не мог обнаружить еще больше улик против тех, кто сотрудничал с нацистами".

"Мы их тоже не нашли, — добавил сотрудник полиции безопасности Арпо. — А КГБ был гораздо более крупной организацией, чем наша, и располагал полномочиями и методами, которые, так сказать, недоступны в западной демократической стране".

Поделиться
Комментарии