По словам вступающего в сентябре в должность ректора Яака Аавиксоо, Таллиннский технический университет ожидают неминуемые изменения, пишет Maaleht. К концу года будет подготовлена программа развития, которая поможет лучше использовать потенциал университета.

До начала работы на новом посту Аавиксоо сосредоточится совсем на другой деятельности: теплые летние дни он проведет, восстанавливая старый хутор рядом с Халлисте в Мульгимаа. Уважающий традиции Аавиксоо наряду с такими современными понятиями, как инновативность и конкурентоспособность, считает важным, чтобы высшее образование в Эстонии осталось также на эстонском языке и дружелюбным к эстонцам.

***

2015 и ТТУ, в 1998 был ТУ — чем отличаются эти ситуации?

Жизнь продвинулась дальше, и обстоятельства очень разные. Тогда я был в ректорате университета шесть лет, чувствовал и знал проблемы Тартуского университета не абстрактно или как сторонний наблюдатель, а очень близко. Поэтому вступление в должность ректора в Тартуском университете было более гладким, эволюционным.

За развитием Технического университета я следил со стороны и ощущаю необходимость изменений по-другому. Знаю, что ожидания с одной стороны и страхи с другой стороны довольно большие. Это отчасти объясняет и связанные с избранием различные мнения.

Прежде чем быть конкретным в отношении технического университета, мне нужно немного времени для более детального изучения университета. Эти два месяца, которые могли быть потрачены на встречи и переговоры, к сожалению, упущены. Прежде всего нужно сформулировать общие желания и цели куратория, выпускников, студентов, работников и общества и оформить их в программу развития, которая должна быть подготовлена к концу года.

Значит, эта программа и есть задача номер один?

Да, но предпосылкой к ней является видение, у которого было бы достаточно поддержки и на основании которого можно было бы начать осуществлять изменения. Надеюсь, что все стороны понимают — изменения необходимы.

Сколько университетов сейчас в Эстонии?

Формально семь — шесть общественно-правовых и EBS, — но вузов больше. Их количество даже больше оптимального.

ТТУ — выбор номер один как среди эстонских, так и среди иностранных студентов У Тартуского университета исторический престиж. Тартуский университет, скорее, партнер для ТТУ или конкурент?

Разумеется, и то, и другое. конечно, цель каждого университета — быть самым популярным и престижным университетом Эстонии, но в Техническом университете нужно развивать, прежде всего, те направления, которые никто другой не развивает, и делать это лучше, чем делалось до сих пор — чтобы реализовать потенциал технических наук в Эстонии и составить конкуренцию другим прибалтийским университетам.

Самое важное — развитие технических областей, поддержка экономики Эстонии и развитие связей с эстонским предпринимательством и промышленностью. Конечно, это нужно делать в сотрудничестве как с Тартуским университетом и Сельскохозяйственным университетом, так и с зарубежными техническими университетами.

Напомним, каковы эти основные направления…

Опоры наших технических наук — это механика, энергетика, материалы, инфотехнология и строительство. Без них в обществе не обойтись, и они также должны быть сильными сторонами Эстонии в научной сфере, в этих областях мы должны присутствовать на карте мира.

Таким образом, у ТУ и ТТУ разные роли на образовательном ландшафте Эстонии?

Наверное, зона соприкосновения меньше, чем то, что их отличает.

Эстонские университеты становятся более международными. Должна ли у университетов Эстонии все-таки оставаться и национальная особенность и что это могло бы быть?

Безусловно. Я не хочу, чтобы наше высшее образование стало частью глобального англоязычного высшего образования на территории Эстонии. Высшее образование на эстонском языке должно сохраниться, и настолько широким, как только возможно. Я придерживаюсь мнения, что английского языка в университетах Эстонии должно быть больше, но не за счет эстонского языка. Реформа высшего образования тоже предусматривает, что бесплатные учебные программы на эстонском языке должны быть, англоязычные и платные могут быть. От этого принципа нельзя отступать.

Количество иностранных студентов — отдельная цель и показатель?

Конечно, иностранные студенты обогащают академическое пространство университета своим другим опытом и взглядами, создают новые контакты, в которых нуждаются эстонские студенты. Это приветствуется, но не должно быть отдельной целью.

Но учитывать надо и то, что иностранные студенты должны быть по меньшей мере с такими же академическими интересами и предпочтениями, как у эстонских студентов, предъявляемые к ним требования должны быть такими же высокими, как к эстонским студентам.

Неизбежно большая часть тех, кто приезжают сюда учиться, уезжают дальше в лучшие "охотничьи угодья". Нет такого страха, что прием иностранных студентов может быть для нас дополнительным насосом иммиграции. Но нам нужно активнее искать возможности, как направить тех, кто получает в Эстонии высшее образование, провести часть своих трудовых лет в Эстонии — чтобы они вносили вклад в эстонское общество работой и налогами. От этого выиграл бы как университет, так и экономика Эстонии.

Что означает "скорее меньше, но лучше"?

Этот лозунг исходит из понимания, что в нынешнее время каждое учреждение или предприятие должно быть в своей деятельности лучше своих конкурентов. С точки зрения обучения это означает пересмотр количества учебных программ — у нас программ, особенно в бакалавриате, больше, чем, например, в таких же университетах в Финляндии и Швеции. Стоит подумать, где можно объединить учебные программы, чтобы за счет этого повысить уровень предлагаемого обучения.

В наших университетах много популярных во всем мире учебных направлений, но в ситуации, когда эстонские предприятия заказывают научные исследования, например, в Германии, стоит подумать, могли ли бы мы лучше поддержать эстонского предпринимателя. Нужно повышать свой уровень в одной сфере, а не пытаться делать это во всех областях так, что в итоге результат не устраивает никого.

Мы должны подумать и о том, нужно ли принимать так много студентов, когда еле-еле две трети поступивших доходят до диплома.

Это не проблема, что в Эстонии слишком много людей с высшим образованием?

Международной цели — 40% от возрастной группы могли бы иметь высшее образование — мы уже достигли, и это больше не должно быть отдельной целью. Скорее, нужно подумать о постоянном обучении — чтобы люди уже с высшим образованием хотели вернуться в университет. Цель не в том, чтобы студенты продлевали в университете свою молодость, а в том, чтобы люди с практическим опытом работы возвращались обратно в университет требовать знаний. Они также умеют больше спрашивать.

Как улучшить сотрудничество с предпринимателями?

По сравнению с другими университетами Эстонии, Технический университет очень дружелюбный к предпринимателю. Но как учащиеся, так и работники подчеркивали, что доля практики должна быть еще больше уже во время обучения в университете. Чтобы студенты получали практический опыт и создавали связи с предпринимателями, чтобы было меньше теоретического и больше практического обучения. Надеюсь, что предприниматели, которые требуют от студентов большего практического опыта, были бы сами готовы предложить такие возможности.

Какие сферы вы хотели бы отбить у других университетов?

У ТТУ безработицы нет, однако общеизвестно соперничество в обучении архитекторов. В Техническом университете эта специальность была с самого начала и почти во всех наших партнерских университетах дают архитектурное образование. Это область, в которой Технический университет обязательно хочет продолжать.

В других сферах я больших конфликтов не вижу. Например, в сфере ИТ хватает работы как Тартускому университету, так и Техническому, и, может быть, и Таллиннскому. Распределение работы при этом возможно и разумно.

В ваш адрес была критика от работников ТТУ, вашему избранию ректором противился весь университет. У критиков есть причина для беспокойства?

Критика на пользу, а противостояние нуждается в разрешении. То, какого кандидата кто-то поддерживал, не может препятствовать дальнейшему сотрудничеству и развитию, и абстрактный страх перед моим вступлением в должность точно не обоснован. Но я все же надеюсь, что люди и созданная ими атмосфера поспособствуют достижению целей университета. Это условие, от которого я не отступлю.

Теперь, когда пыль вокруг выборов улеглась, нужно применить свою энергию на благо общих целей, а не на вражду. Сам я к этому точно готов.

Каким образом вы продолжите политическую деятельность?

С партийной политикой покончено, в этом нет сомнений. в то же время, трудно представить руководителя большого университета, который вообще не участвовал бы в научной и образовательной политике. А также в решении более широких общественных проблем. Конечно, ректор Яак Аавиксоо в дальнейшем будет писать и на политические темы, но угол зрения будет другой, чем у членов правительства и профессиональных политиков — хочу отстаивать интересы образования, науки и, конечно, ТТУ.

Поделиться
Комментарии