К первой группе относятся мои знакомые мужчины, по представлениям которых я отправляюсь туда, где обитают сексуально озабоченные люди и откуда смогу вернуться не иначе как беременной. Типичный вопрос: "Сколько детей-негритят привезешь оттуда?" - да еще всякие шуточки насчет того, что после этого белого мужчины мне уже не захочется. Представители этой группы убеждены, что в один прекрасный момент меня ограбят и изнасилуют, поскольку мужчины на африканском континете якобы недалеко ушли от приматов.

Ко второй группе относятся консерваторы и представители старшего поколения, полагающие, будто я отправляюсь в мир, где члены разных племен носятся в набедренных повязках. Типичный вопрос: "Почему бы тебе не помогать нашим бездомным?" - за которым следуют рассуждения о том, как я могла бы создать семью в нашей прекрасной и безопасной Эстонии вместо того, чтобы ехать в Африку, где молодых белокожих женщин зажаривают к ужину на костре.

Третья группа представлена мыслящими людьми. В силу тех или иных причин они понимают, что я делаю и почему. Они задают много вопросов как относительно местной политической ситуации, так и насчет моих личных ожиданий. Все они по-разному представляют себе волонтерскую деятельность в развивающейся стране, исходя при этом из собственных знаний, а не из мнений, которые существуют в обществе.

Общественное представление о развивающихся странах формируют средства массовой информации. В эстонском медийном пространстве развивающиеся страны обычно попадают в заголовки новостей благодаря сообщениям о конфликтах и всяких курьезах, в которых по принципу контраста акцент делается прежде всего на различия между нами и развивающимися странами. Коррумпированные правительства богатых природными ресурсами стран ведут их к банкротству, гражданским войнам, беспорядкам, терроризму. В новостях постоянно говорят о помощи и поддержке, которую Запад оказывает развивающимся странам, но ничего не меняется. "Психи в хижинах", − так резюмировал свое представление о развивающихся странах один мой друг.

Такое отражение в СМИ создает впечатление, будто у нас нет ничего общего. Складывается представление, будто с одной стороны трудолюбивые и богатые граждане западного мира, которые упорным трудом и огромными усилиями создали эффективное общество, а с другой − противопоставленные им ленивые жители развивающихся стран, которым только и остается, что протянуть руку помощи, но которые все равно не умеют или не способны изменить свою жизнь к лучшему. Подобное представление усиливается сюжетами и статьями о том, насколько сильно отличаются наша и их повседневная жизнь, обычаи и традиции. Кульминацией всего стала нынешняя риторика по вопросу о беженцах и нетерпимость к ним.

Не думаю, что в создании отрицательного образа надо обвинять прессу. Журналисты производят то, чего ждет от них публика. Читателю в зависимости от того, что его больше интересует − сюжеты о конкретных людях из Уганды или новости о последней невесте футболиста Роналдо, − достаточно кликнуть, чтобы сделать свой выбор. Однако из-за негативного образа у читателя и не возникает желания читать сюжеты о конкретных людях или репортажи из развивающихся стран.

Из заколдованного круга мы сможем вырваться только тогда, когда осознаем: все в мире случайно. То, что мы родились в Эстонии, можно сравнить с выигрышем в лотерею. Повезло! Но есть и другие, которым не повезло. Независимо от цвета кожи, места рождения, размера ноги и других внешних признаков у всех нас похожие радости и заботы.

Нет особой разницы, зарабатываешь ли ты 2 доллара в день в Камеруне или 30 евро в день в Эстонии − денег всегда оказывается слишком мало. Хлеб всегда слишком дорог. Безответная любовь всегда воспринимается как конец света и потеря смысла жизни. Не надо думать, будто мир устроен так, что по одну сторону экватора рождаются успешные люди, а по другую − вечные лузеры. Подобное представление не что иное, как предубеждение, подогретое систематическими медийными манипуляциями.

Майа Клаассен, волонтер GLEN 2016

Нынешним летом Майа в качестве волонтера GLEN отправляется в Камерун, чтобы содействовать развитию женского предпринимательства. В Эстонии программа GLEN осуществляется через посредничество Круглого стола по сотрудничеству в области развития и финансируется Министерством иностранных дел.

Поделиться
Комментарии