В этом году все может измениться. Так, министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына предложил праздновать окончание Второй мировой войны не в России.

”Почему мы с такой легкостью привыкли к тому, что именно Москва является местом, где отмечают окончание военных действий? Почему не Лондон или Берлин? Это было бы логичнее”, — заявил он польскому радио.

Министерство иностранных дел России уже осудило заявление Схетыны. Как мы помним, польский министр расстроил Москву и в прошлом месяце, когда заявил, что Освенцим освободила, скорее, Украина, чем Красная Армия.

На прошлой неделе президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что он приглашает европейских лидеров отмечать окончание Второй мировой войны в Вестерплатте, где 1 сентября 1939 года началась война. Именно там руководители государств Европы отмечали в 2009 году 70-летие начала войны и здесь же поспорили из-за роли Польши и России во Второй мировой войне.

Президенты стран Прибалтики уже заявили, что не примут участия в параде победы в Москве 9 мая. Тем проще им, вероятно, будет принять предложение Польши и отправиться в Вестерплатте.

С другими руководителями стран ситуация сложнее, хотя и проще, чем в прошлом году. Причиной, конечно, является аннексия и оккупация Крыма, а также поддержка Россией военных действий на востоке Украины. Советская и официальная российская историография исходит из тезиса, что победа Советского Союза над нацистской Германией означала установление мира на континенте.

Теперь же возникает вопрос — как можно принимать участие в проводимых в России торжествах по поводу окончания Второй мировой войны, когда этот ”миротворец” сам начал войну в Европе. Осудившим поведение Москвы западным лидерам было бы очень странно ехать в Москву и стоять на параде рядом с президентом Владимиром Путиным. А что делать президенту Украины? Тоже ехать в Москву?

У празднования окончания Второй мировой войны в Польше может быть еще и тот позитивный аспект, что западноевропейская общественность больше узнает о том, что Вторая мировая война заключалась не только в завоевании Франции, битве за Британию или высадке в Нормандии. Хребет этой войны находился все-таки в Восточной Европе, где погибли миллионы людей, и где численность вооруженных сил была больше, чем в Западной Европе. Важно укоренить понимание того, что в Восточной Европе сражались не только русские и немцы — в войне принимало участие множество других народов, в т.ч. и эстонцы.

Западная академическая наука признает роль Восточной Европы во Второй мировой войне. Но если бы эти знания достигли также простых людей и политиков, нам, эстонцам, было бы проще объяснять свою историю и обосновывать свои внешнеполитические шаги. Поэтому разногласия между Польшей и Россией в отношении того, где следует отмечать окончание Второй мировой войны, не следует рассматривать в качестве рутинной ”грызни” — этот спор имеет большое значение для идентичности всей Европы.

Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia. Оригинал материала вышел в блоге Международного центра обороны и безопасности (МЦОБ).

Поделиться
Комментарии