Несмотря на то, что Балтийский флот России обладает двумя подводными лодками класса ”Палтус” — Б-227 ”Выборг” и Б-806 ”Дмитров”, он также может располагать двумя новыми улучшенными подлодками данного класса черноморского флота ”Новороссийск” и ”Ростов-на-Дону”, проходящими испытания перед отправкой на Черное море.

Стоит отметить, что сообщая об обнаружении российской субмарины неподалеку от Латвии, российский правительственный канал RT использовал прозвище ”Черная дыра”, уже использовавшееся в новостном выпуске в январе 2015 года, посвященном отправке на глубоководные испытания из Санкт-Петербурга в Баренцево море (на расстояние в 4000 км) ”Ростова-на-Дону” — второй улучшенной дизель-электрической подлодки класса ”Палтус”.

Эти отдельные инциденты позволяют связать ситуацию в Балтийском море со стратегической головоломкой на Черном море и в восточном Средиземноморье. Параллельно с новостями о масштабных российских учениях и перебазировании подразделений в севере, западе и юге, 17 марта Россия также сообщила о создании бригады подлодок на Черном море, включая перевод на Черное море командующего с Тихоокеанского флота. Ожидается, что в состав бригады войдут шесть улучшенных подлодок класса ”Палтус”. Предполагается, что они заступят на службу в конце 2016 года.

Сегодня две первых субмарины еще не попали в Черное море, и неочевидно, что формирование российской черноморской бригады подлодок завершится в срок. Однако, будучи принятыми на службу, новые подводные лодки обеспечат России существенное оперативное преимущество на Черном море. Помимо незаметности новых судов, о которой рассказывают российские СМИ, они будут оснащены крылатыми ракетами ”Калибр” и таким образом смогут проецировать российскую военную мощь на территории Украины, Грузии, Болгарии и Румынии. В отсутствии вертолетоносцев ”Мистраль”, которые Россия предполагала разместить на Черном море, такие возможности, несомненно, окажутся весьма полезными для Черноморского флота.

Еще одной особенностью программы подлодок для российского Черноморского флота является то, что эти лодки также предполагается использовать в Средиземноморье. В таком случае ключевую роль начинают играть контролируемые Турцией проливы. Однако, российские отношения с Турцией далеки от идеальных. Недавний инцидент, когда турецкие истребители F-16 были подняты в воздух для перехвата разведывательного самолета ”Руслан” Ил-20 служит отличной иллюстрацией всей сложности таких взаимоотношений. С другой стороны, недавнее российско-кипрское соглашение, согласно которому российские военные суда могут заходит в кипрский порт, было отмечено в турецких СМИ. По мнению Сами Коэна из турецкой газеты ”Milliyet”, Россия шаг за шагом усиливает свое присутствие и влияние в восточном Средиземном море, что способно привести к смещению регионального баланса сил (Перевод на английский язык, доступный через подписочный сервис BBC Monitoring — прим. автора).

Еще один инцидент с участием российских и турецких военных имел место в ходе учений в Черном море Второй постоянной военно-морской группы НАТО. 4 марта три истребителя четвертого поколения Су-30, недавно переброшенные в Крым, а также четыре штурмовика Су-24 Черноморского флота выполнили ”наблюдательный пролет” над американским ракетоносцем ”Виксбург” и турецким фрегатом ”Тургутрейс”, поднявшись в воздух с авиабазы Новофедоровка в Крыму (РИА Новости, 4 марта, перевод на английский язык, доступный через подписочный сервис BBC Monitoring — прим. автора).

НАТО проводило эти учения с целью продемонстрировать возможности доступа союзнических сил в Черное море из Средиземного, а также поддержку членов НАТО, расположенных на черноморском побережье (таких как Болгария и Румыния). Однако в наиболее уязвимой позиции остается Украина, которая не получает прямой выгоды от гарантий НАТО. Вероятно, наибольше опасения вызывает российская угроза крупному черноморскому порту — Одессе — с земли, воздуха и моря, тогда как военно-морскую доктрину страны еще только предстоит создать. В настоящий момент (после аннексии Крыма) Украина располагает несколькими судами. Флагманом флота является фрегат ”Гетман Сагайдачный” проекта ”Нерей”. Недавняя статья, написанная совместно высокопоставленным офицером штаба ВМС Украины Андреем Рыженко и экспертом Центра гражданских и военных отношений Гленом Грантом, призывает к разработке военно-морской доктрины и принятию программы закупки новых и бывших в эксплуатации многофункциональных модульных судов и небольших кораблей для ВМС Украины, начиная уже с 2015 года (”12 Krokiv dlia vidrodzhennia ta rozvytky VMSU” (”Двенадцать шагов по возрождению ВМС Украины”) в сборнике ”Vyklyky ta Ryzyky” (”Вызовы и риски”), № 5 (21), Центр исследований в области армии, конверсии и разоружений. 16 марта 2015 года, стр. 10 — прим. автора).

Положительным фактором является то, что прямое нападение с целью завладения Одессой обошлось бы России слишком дорого, чтобы планировать такие действия всерьез. В подобной ситуации основным военно-стратегическим инструментом России является пропагандистский потенциал разрушительной силы российских вооружений. Пропаганда такого рода — распространенный метод ведения российской политики в регионе Черного моря. Вчера в новостной заметке агентство ”Интерфакс” сообщило о переброске в Крым бомбардировщиков Ту-22М3, а также о доставке по морю тактических ракет ”Искандер” с целью усиления сил наземного базирования в регионе Балтийского моря — и те и другие являются средствами доставки ядерного оружия.

Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia.

Оригинал статьи находится здесь.

Поделиться
Комментарии