Недавно вместе с командой коллег проводили один интересный исследовательский проект по изучению мотивации и состояния боевого духа добровольцев и силовых структур Украины на фоне психологических и информационных операций противника. Тогда и удалось снова побывать в Украине, откуда на этот раз вернулся с очень смешанными чувствами. Мы общались с многими людьми в разных местах и регионах, пытаясь понять настроение общества и уловить то, чем же живет эта большая страна, разделенная несбывшимися надеждами, неоправданными ожиданиями и разбившимися мечтами. Эмоциональная оценка? Конечно! Иначе об Украине сейчас говорить не получается. Иначе невозможно передать все то, что мы услышали в Киеве и его предместьях, во Львове и Николаеве, в Днепропетровске и Мариуполе, что находится буквально рядом с линией вооруженного конфликта.

Проехав более чем 3000 километров и проведя в Украине в общей сложности восемь долгих дней и несколько бессонных ночей, мы поняли, что оказались там в крайне интересное и сложное время. Мы застали там осень разочарований.

Что же мы поняли, общаясь с разными людьми на улицах спешащих городов и в официальных кабинетах, на военных полигонах и тренировочных лагерях, в общественном транспорте и блок-постах на разделительной линии так называемой АТО?

Если пытаться охарактеризовать коротко то неприятно сверлящее изнутри чувство, с которым мы покидали Украину, поднимаясь по трапу самолета Киев-Таллинн, то на мысль приходит слово усталость. Повсеместная и бескомпромиссная, гнетущая и озлобляющая, граничащая с отчаянием и беспощадно мешающая смотреть в будущее. Усталость от конфликта и бездействия властей, усталость от массовых агрессивных манипуляций, проводимых разными агентами и организациями, а также от жестокой пропаганды в информационном пространстве и в социальных сетей. Усталость, которая порождает в головах населения опасное ложное убеждение, что „будь, что будет, так как все возможно и ничто уже не является правдой”. Усталость, подпитывающая утрату веры в справедливость. Многих угнетает бессилие, отчасти надуманное, что никак нельзя повлиять на процессы в государстве, a безнаказанность порождает еще больше хаоса.

Сила доброї волі

Посреди повседневного бардака и неразберихи, конечно же, легко потерять надежду и веру в свою страну и правительство, которое хоть и демократически избранное, но находится под постоянными атаками как изнутри, так и снаружи, испытывая невероятные проблемы при налаживании достойной жизни для населения. Поскольку слабостью государства в Украине пользуются многие, то невольно возникает вопрос, а хотят ли украинцы вообще иметь единое сильное государство, которым можно справедливо гордиться и которое хочется защищать как воплощение одной из важных ценностей? Вот здесь и обнаруживается парадоксальная ситуация, которую мы с коллегами ездили изучать.

Думаю, что не стоит приводить красочные примеры того, что Украину спасло и, возможно до сих пор продолжает спасать, сильное гражданское общество, основанное на принципах доброй воли, сплоченности и непобедимом духе свободы. Разумеется, ни одно социальное явление не стоит ни идеализировать, ни идеологизировать, что в случае волонтеров можно порой наблюдать в Украине. Но когда речь заходит о вопросах национальной безопасности, то ситуацию следует рассмотреть глубже, чтобы лучше понять всевозможные влияющие факторы. Сама по себе тема добровольцев в Украине, как гражданских, так и военных, интересна еще и тем, что является одной из главных мишеней постоянных мощных атак враждебной пропаганды, примерами которой кишит русскоязычное пространство в Интернете. Учитывая ее качество и вовлеченные туда ресурсы, не остается ни малейшего сомнения, что цель дискредитации сильного добровольческого движения Украины выбрана неспроста. Добровольцы как раз и представляют ту сильную часть украинского общества, которая во время тотальной суматохи и всеобщего бездействия быстро организовалась и сумела предотвратить наихудшее. Может, для нашей маленькой Эстонии это звучит не очень убедительно, но поверьте, для 44-миллионной Украины в 2014 году это — большое достижение, достойное глубокого изучения как в самой Украине, так и за ее пределами.

Война разделяет людей и общество, так как крайне редко бывает справедливой, зачастую взывает к самым сильным эмоциям и ставит многих людей перед нелегким моральным выбором: на чьей же стороне правда и кого поддерживать? Но еще война может и сплотить общество, мобилизуя все скрытые ресурсы и призывая всех внести свой посильный вклад. Разумеется, всегда и везде найдутся равнодушные люди, ровно как и те, кто жаждет использовать любую ситуацию только в своих корыстных целях. Не о них речь. Сейчас, оглядываясь на прошедшие полтора года и прочувствовав всю боль и суть ответов тех сотен разных людей, с кем нам посчастливилось пообщаться, можно с уверенностью сказать, что встряхнув все общество в Украине, война сделала его крепче, сплоченнее и, надеюсь, более устойчивым к будущим кризисам. И пусть в ресторанах и кафе в центре Днепропетровска или Мариуполя некоторые праздные люди высказывают чванливое недовольство, завидев людей в военной форме: мол "пришли сюда нам праздник портить", "что вы ломаете нам весь позитив?!", "мы хотим мира, а вы все в свою войнушку играете", "не провоцируйте Россию!". Это сказывается та самая их усталость, о которой была речь выше. Это — дешевый продукт тех самых бесчисленных манипуляций, который потребляют недальновидные обыватели. Эта та неблагодарность, что сильно демотивирует тех самых добровольцев и людей в военной форме, защитивших страну от наихудшего. Но при всем этом в Украине есть большой потенциал дождаться и дожить до своей весны перемен, двигаясь целенаправленно вперед, развивая и поддерживая свое гражданское общество, укрепляя государственные институты и, самое главное, не теряя доверие друг к другу. Война выявила много социально активных граждан, потенциал которых общество должно теперь разумно использовать.

Опыт на вес золота

А теперь вернемся к первоначальному вопросу, почему же нам здесь в Эстонии (да и в других странах Балтии) важно помнить о той войне, в которой мы не участвуем, но прямое влияние которой может ощутить, вероятно, каждый житель нашей страны?

Нас эта война поляризовала. Мы не были к ней психологически готовы, она повергла нас в шок и скорее разделила наше общество чем сплотила. Почему же так получилось, что подавляющее большинство этнических эстонцев (78%) уверено, что главную ответственность за военный конфликт несет Россия, тогда как русские Эстонии уверены в обратном, утверждая, что ответственность лечит на плечах Украины (68%)? Очень похожая сегрегация наблюдается и в Латвии, русскоязычное население которой также винит Украину в разжигании войны (67%), в то время как 2/3 этнических латышей придерживается противоположного мнения (66% считает, что ответственна Россия). Такие различия, в основном, списывают на влияние информационной пропаганды, которая непременно и неустанно сопровождает любой конфликт, а особенно вооруженный. Как известно, практически 2/3 русскоязычных жителей Эстонии для получения информации о событиях в Украине следят первым делом именно за российскими телеканалами. Примечательно, что по своему отношению к войне в Украине большая часть русскоязычных граждан Эстонии и Латвии схожа с большинством россиян, которые также не желают подробнее разбираться в сути происходящего. Более того, для 90% россиян главным источником информации об украинских событиях остаются те же государственные телеканалы, в объективности которых сомневается в той или иной степени только 1/4 часть телезрителей в России.

Сопротивляться манипулятивному информационному воздействию сложно, но можно и нужно. Для этого следует понять истинную причину, почему и как враждебная пропаганда выбирает конкретные цели и что именно она пытается дискредитировать. Формула здесь проста — агрессивность враждебной пропаганды прямо пропорциональна важности атакуемой темы или явления, пытаясь тем самым препятствовать очень вероятному успеху и положительному эффекту среди населения.

Итак, вывод первый — забудем про т.н. Русский Мир.

Русским гражданам Эстонии (да и Латвии) следует понять и воочию убедиться, что война в Украине это, по сути и по большей части, борьба между русскими, или, если хотите, борьба русских с обеих сторон: с одной стороны русскоязычными украинцами, а с другой стороны русскоязычными ополченцами и россиянами.

Кто не верит, может сам съездить в Украину, пообщаться с людьми и удостовериться, что примерно 60% из всех добровольцев, вышедших на фронт самыми первыми, были русскоязычные люди Украины. Там, кстати говоря, никогда, в целом, не было серьезных проблем с русским языком как таковым, ведь не в языке дело.

Разлом и противостояние идет не по языковому признаку или национальности, а по ценностям — как человеческим, так и общественным. И в этом свете идеология так называемого Русского Мира терпит непременно предсказуемый крах, так как ошибочно декларирует, что все русские едины, и сильно заблуждается, что поголовно все русские в мире готовы признать Россию своим моральным ориентиром и будут слушать и безоговорочно выполнять приказы из Москвы. Нет, этого не будет. Никогда. И Украина это доказала.

Вывод второй — перейдем от бумажных решений к практическим действиям.

Развивая наше общество, мы должны стремиться к тому, что каждый гражданин Эстонии, вне зависимости от национальности, родного языка, вероисповедания и т.д., четко осознает, ради чего он готов защищать нашу страну. Выбор с кем быть и что ценить — нелегок, но его нужно сделать. Опыт Украины показывает, что определиться желательно еще до начала ожесточенного конфликта, а поэтому давайте продумывать, основывать и реализовывать все свои действия, исходя из реального понимания ситуации в Эстонии. В этом свете свежие данные мониторинга общества Эстонии, нужно обязательно рассматривать через призму национальной безопасности и государственной обороны, поскольку они обращают наше внимание на продолжающуюся десятилетиями негативную региональную сегрегацию уезда Ида-Виру, где показатели интеграции более слабые, а также на растущее ощущение русскоязычных жителей своего социально-экономического и политического неравенства. Много поводов задуматься дает и отчет о человеческом развитии Эстонии, так как именно среди русскоязычного населения нашей страны наблюдается увеличивающийся тренд социальной отверженности и роста недоверия к государственным и общественным институтам. Также показателен начавшийся в 2014 году спад уровня доверия русскоязычных жителей Эстонии к Силам обороны и Союзу обороны Эстонии (Кайтселийт), что неслучайно совпало с войной в Украине и сопровождающей ее массовой враждебной пропагандой, направленной не только на саму Украину, но и ее союзников из стран НАТО, в том числе и Эстонию. Одним словом, данные о полной картине у нас есть, теперь вопрос стоит за действиями, которые должны поддерживать и направлять (1) двустороннюю интеграцию в нашем обществе (выстраивание полноценного диалога и конструктивных отношений между большинством и меньшинством), (2) стратегическую коммуникацию со стороны государства, целью которой должно стать донесение до русскоязычных жителей прикладных ценностей государственных и общественных институтов в сильном демократическом государстве.

Вывод третий — осознаем важность гражданского общества.

В Украине очень сильная культура волонтерства и хорошо развито движение гражданского общества, и этому нам нужно учится у украинцев. Ничто так хорошо не выявляет все скрытые недостатки, как действия во времена кризиса или хаоса. Украинцы готовы делиться своим уникальным опытом, который, несомненно, будет полезен Эстонии, особенно с точки зрения глубинного понимания процессов личной мотивации как добровольцев, так и всех тех, кто задействован в обеспечение безопасности страны. Нужно ценить и разносторонне поддерживать добровольцев в системе безопасности Эстонии: членов Союза обороны (Кайтселийт), помощников полицейских и добровольных спасателей, а также всех других волонтеров, от действий которых зависит порядок, спокойствие, безопасность и развитие нашей страны.

5 декабря отмечается Международный День добровольцев, по случаю которого можно было в социальных сетях заметить много разных инфокампаний, направленных как на повышение уровня информированности, так и признания вклада волонтеров в построение и безопасность государства. Мне как русскоязычному гражданину Эстонии было очень приятно видеть и осознавать, что в моей стране понимают ценность добровольческого движения. А еще, помня о войне в Украине, мне хочется поделиться с читателями одним коротким видеороликом, который лучше тысячи слов объяснит, почему важно помнить и не забывать. Только просьба, не читайте и не пишите комментариев, не кормите троллей, думайте сами. Пожалуйста, будьте людьми.

Текст публикуется в рамках сотрудничества портала Delfi и журнала Diplomaatia.

Оригинальный текст — здесь.

Поделиться
Комментарии